Марфа Тимченко стояла у истоков создания украинского стиля росписей фарфоровых изделий. Она более 30 лет отдала работе на фарфоровых заводах Украины. Занималась украшением изделий из фарфора в народных традициях, применяя технику надглазурной и подглазурной росписи на фарфоре.
ЧУДО-ЛАМПОЧКА
Марфа Тимченко родилась в Петриковке в 1922 году. Семья жила небогато. Отец работал на заводе в Днепродзержинске, мам подрабатывала, печи обмазывая.
В детстве самой заветной мечтой Марфы было увидеть электрическую лампочку. В то время в селе дом освещали с помощью бутылочки с фитильком, в которую наливали масло, закрывали железкой и вставляли нитку потолще. Такой огонь был очень слабым и затухал от каждого вздоха, поэтому родители детям запрещали баловаться и "пыль поднимать": спички же дорого стоили. Однажды папа рассказал Марфе и ее сестрам о чудо-лампочке, которая "ночью светит так, что хоть иголки собирай". С тех пор Марфа и мечтала увидеть лампочку. Даже залазила на самую высокую грушу возле хаты - чтобы увидеть мерцание электрических лампочек, которые освещали сказочный в ее детском воображении город Днепродзержинск.
|
Девочка долго уговаривала маму повести в тот город, куда на заработки пошел отец, а мать носила ему еду. И наконец добилась своего: однажды мама взяла семилетнюю Марфу с собой. Чтобы увидеть "чудо-лампочку", девочке пришлось пройти пешком 40 км – по 20 туда и обратно.
- Выходили еще с ночи, чтобы добраться к восходу солнца. Несли на базар ягоды, хлеб, сало, молоко. Дошли мы до Днепра, переправились в лодке — и мама показывает мне лампочки на столбе. Сколько я на них глазела, уж и не знаю, - вспоминала в одном интервью после Тимченко.
После такого похода у девочки на несколько недель отнялись ноги, и была угроза остаться инвалидом на всю жизнь. К счастью болезнь отступила.
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ТРАКТОРИСТКА
Девочка любила рисовать с самого малого. Поскольку кисточки доставать было негде, мама лично делала их для дочери из кошачьей шерсти.
Когда Марфа училась в сельской школе, ее учитель по рисованию и черчению - сельский интеллигент Александр Федосеевич Статива - разглядел в девочке незаурядную одаренность. Он стал организовывать всяческие выставки рисунков, добился разрешения открыть в селе школу петрикивской росписи.
|
По признанию самой Тимченко, если бы не учитель, быть бы ей трактористкой: уж очень ей запах мазута нравился.
Когда Марфа была в четвертом классе, мама парализовало. Девочка была вынуждена работать в колхоз, чтобы помочь прокормить семью. Однако учитель не забыл о Марфе, и часто навещал ее.
ПОХОД В КИЕВ
После школы учитель порекомендовал Марфе поехать учить в Киев в школу мастеров народного декоративного искусства. На том и порешили.
Отец сколотил для девочки чемодан из дерева, поставил замки с сарая. В город девочку отвез знакомый односельчанин. В Киеве они сели на чемоданы, долго не зная что делать и стесняясь, как проехать в Лавру (там размещалось училище). Мешало также то, что в городе почти все говорили по-русски, а этот язык девочка почти не понимала.
Они досидели до самого вечера. А потом Марфа, выбрав "женщину попроще", спросила дорогу. До Лавры доехали на трамвае, поехали в Лавру. Их приняли без экзаменов.
|
В 1941 году учеба стала платной. Родители помочь девочке не могли, так что она решила заработать сама. Устроилась сначала на Киевский, а потом на Коростенский фарфоровый завод.
А потом наступила война, во время которой Марфу пять раз в Германию вывезти хотела. Но девочка убегала, пряталась у тети в печи. После работала в госпитале, выписывала документы раненым.
СУДЬБОНОСНОЕ ЗНАКОМСТВО
Во время войны в киевском госпитале на Подоле лежал Иван Скицюк . В это время Марфа уже работала при академии архитектуры. Узнав, что в госпитале "свой лежит" (до войны Иван также учился в Киеве – по профессии он резчик по дереву), девушка начала проведывать парня. Их знакомство продолжилось и после того, как Ивана выписали. Несмотря на то, что Стецюк старше Тимченко на 15 лет, они начали встречаться. Как признавалась после сама Марфа, "погуляли неделю, расписались и прожили 60 лет".
|
Поначалу жили бедно. Жили в холодной комнатке, двери выходили на улицу. Чтобы обогревать комнату, собирали дрова в садике академии архитектуры. А после им выдали комнату получше.
С КИСТЬЮ В РУКАХ
..С 1954 года Марфа работала на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе (бывший Киевский фарфоровый завод) вместе с петриковчанками Верой и Галиной Павленко, которые пришли на завод раньше.
Среди работ Тимченко были вазы для Владимира Щербицкого, Леонида Брежнева, Иосипа Броз Тито и даже Мао Цзедуна…
|
Параллельно с работой с фарфором Марфа работала в станковой росписи. При этом большое влияние на перемены в ее станковых работах оказала работа в творческой группе живописцев, которая в 1972 году работала в Доме творчества Союза художников в Седниве.
С 1980-х художница решила работать только в станковой живописи, окончательно оставив работу с фарфором. В ее творчестве расширились рамки импровизации. Стала появляться интерпретация природы: наивная и в то же время сказочно-декоративная…
Марфа Тимченко прожила долгую и счастливую жизнь. Не стало талантливой художницы в 2009 году. Однако ее творчество и наследие продолжает жить.
|