Загрузить еще

Село кладоискателей: В каждой хате - по Эрмитажу

В предыдущей публикации мы рассказали о том, как обитатели приднепровского села Покровское, расположенного неподалеку от одной из Запорожских Сечей, самостоятельно ищут сокровища казаков. И находят! Серебряные монеты величиной с ладонь, золотые украшения и много других удивительных вещей. Теперь же корреспондент «КП» Павел ДИНЕЦ, продолжая свои поиски, объезжает окрестные села в районе Каховского водохранилища.

Охотников за кладами ожидают болезни и смерть

Наш проводник по Покровскому и Капуловке Денис ведет нас к местному учителю истории, энтузиасту-краеведу Леониду Федоровичу Бурде. По дороге паренек рассказывает истории - одна увлекательнее другой. Пару лет назад его знакомые рыли во дворе яму под погреб и нашли старый дубовый гроб. В нем кроме тела лежал еще горшок с серебряными монетами и две бутыли с какой-то темной жидкостью.

Закупорены они были кукурузным кочаном, залитым сургучом. Естественно, не удержались - открыли одну. А в ней - вино!

- Правда, уже такое старое, как мармелад, - хоть ножом режь! - рассказывает Денис.

- Ну и что они сделали с находкой? - спрашиваем.

- Обратно зарыли… - вздохнув, сказал парень, - со всем его «имуществом».

- Как, ничего не взяли?! Даже монеты?!

- Да, это ж покойнику принадлежало - значит, нельзя трогать, - серьезно отвечает юноша.

- Это ты на заклинания казаков-характерников* намекаешь?

- И на это тоже… Я верю, что потом бывает что-то нехорошее…

- Слушай, так ты, наверное, и сам - казацкого роду?

- Не знаю… - как-то странно заскромничал Денис. - Говорят, вроде бы да…

Старая могила легендарного казацкого атамана Ивана Сирко: до кромки берега, разрушаемого водой, осталось метров 30…

Нельзя, говорит Денис, без последствий рыться в чужих могилах. Заговоры кладов, если они сопровождали своих умерших хозяев, меняют человека полностью, и сумасшествие - это самое «легкое», чем можно отделаться. А бывает, что найденные клады приносят «охотникам» и болезни, и даже смерть…

Еще, говорит Денис, в селе судачат, якобы когда-то американцы и японцы предлагали почистить русло Днепра напротив Покровского и Капуловки. Но с условием, что все найденное достанется им.

- Наши не согласились - мол, пусть лежит себе, - с некоторой гордостью завершает Денис. - Сами не можем достать, но и другим не дадим! Нехай лежит на будущее…

При опасности - все ценное в воду!

Леонид Бурда когда-то прославился тем, что сумел доказать самым высоким киевским мужам-историкам, что на месте его родной Капуловки некогда стояла не одна Запорожская Сечь, а целых три! Расспрашиваем его про клады.

Леонид Бурда своего ископаемого «сторожа» в доме не держит, прячет от семьи в гараже.

- Казаки прятали их так: золотые монеты набивали в пушки, запечатывали расплавленным оловом или свинцом, сковывали цепью - и в воду! - рассказывает Леонид Федорович. - Так же поступали и с чайками, груженными оружием и прочим ценным скарбом: связывали цепями, тащили в воду и затопляли. А когда было нужно, запрягали несколько пар волов и все это добро вытягивали. Причем тайник этот водный находился практически на одном месте - на речке Скарбной в определенных заводях.

- Говорят, казацкие клады заговорены характерниками*. Это правда?

- Рассказы об их волшебных способностях - это, безусловно, легенды, - усмехается старый учитель. - Хотя некоторые необычные способности у них, вероятно, были.

Сегодня таких людей называли бы экстрасенсами. Кстати, приписывают «характерництво» и атаману Сирко: будто бы он мог предугадать будущие события.


В правой глазнице черепа навечно застрял трехгранный скифский наконечник.

«Нет состава преступления»

Почти 20 лет каждую субботу Леонид Бурда со своими учениками рылся на берегу Каховского водохранилища, пытаясь хоть что-то спасти от черных археологов. Тех тут во все времена было полно - из Никополя, Орджоникидзе, Днепропетровска. Бурда же собирался «поразить весь мир» экспозицией школьного музея.

И было чем: в экспозиции имелись две казацкие иконы XVI века, скифское да сарматское оружие и украшения, обломок хазарского меча и даже керамика трипольцев - зернотерка и ритуальные горшочки! И, конечно же, множество монет.

- Правда, самые давние монеты нашел здесь историк Скальковский, автор книги о последней Сечи, - рассказывает Леонид Федорович. - Он побывал в Покровском и Капуловке в середине XIX века и нашел монеты 1482 года - польские и турецкие. И это значит, что уже в XV веке здесь были казаки!

…Увы, за неделю до открытия школьный музей ограбили. Воры вынесли все и предусмотрительно рассыпали на полу молотый красный перец - чтобы милицейская собака не пошла по следу. И отпечатки пальцев ничего не прояснили. В итоге через две недели прокуратура расследование закрыла.

- Я к прокурору: как же так?! - вспоминает Леонид Бурда. - «Ваши вещи не имеют ценности! - ответил он мне. - Мы ищем лишь то, что стоит больше 50 рублей…»
Вспомнил старый учитель и еще один печальный случай.

- Однажды мой ученик нашел золотое колесико, как бы из воза. Шесть спиц, и по ободу в три ряда золотые крупинки. Ось - в форме стрелы. Мы взвесили его - 6,5 грамма скифского золота! А тут к нам повадился один археолог, якобы из Запорожского исторического музея. Говорил, что он был знаком еще с Яворницким, помогал знаменитому академику в раскопках… В итоге «археолог» выманил золотую вещицу у той семьи - всего за 65 рублей! Заморочил им голову, мол, это государственный клад и нельзя его держать у себя…

Уникальное фото 1950-х годов булавы непобедимого атамана Ивана Сирко (сейчас хранится в музее казачества в США). Если всмотреться, бронзовый Богдан на Софийской площади в Киеве держит такую же!

Бурда возмутился, узнав об этом, написал письмо в Запорожье, затем сам поехал в тамошний музей. Как и следовало ожидать, не оказалось там ни колесика золотого, ни самого «археолога». Запорожские музейщики написали заявление в прокуратуру, но она и это расследование закрыла - «нет состава преступления»...

Самый надежный сторож - со стрелой в глазнице

- Леонид Федорович, а у вас самого ничего интересного не осталось?

- Так уж и быть, покажу я вам одну уникальную вещь, - кряхтит старик, поднимаясь с лавочки. - Может, читали где, что скифские лучники были настолько искусны, что со ста шагов могли попасть в глаз супротивнику? У меня тому есть доказательство…

Вернувшись к столу, показывает нам… пожелтевший череп! Дочка Леонида Федоровича тут же поспешно уводит внука Юлиана: «Ой, у меня аж мурашки по спине! Папа, и откуда вы такое откопали?!»

- Точно-точно! - согласились мы. - Не страшно ли ТАКОЕ держать в доме? Кошмары не снятся?

- Так я ж не в доме - в гараже держу его, - хитро улыбается Бурда. И рассказывает историю этой находки. Череп в окне одного капуловца из старой части села первыми увидали ученики Леонида Федоровича. Учитель пошел к тому человеку с расспросами.

Обладатель черепа ответил: «Это мой сторож! Люди боятся сюда заходить, как завидят его».

Мужчина нашел своего «сторожа» на берегу. Глядит - какая-то глиняная кочка.

Подфутболил ее ногой - а из нее череп скок в воду! Он промыл его и увидел что-то зеленое в правой глазнице. Батюшки, да это ж наконечник стрелы! Трехгранный, бронзовый - скифский, значит.

- Мои знакомые специалисты определили, что такие стрелы были у скифов в III-IV столетии до нашей эры, - говорит Леонид Бурда. - А сам череп принадлежал мужчине 30-40 лет.

- Это, наверное, был враг скифов?

- Необязательно. У скифов ведь были и междоусобные войны.

Непримиримые: «потомки» и «заплава»

Как мы выяснили, люди в Покровском и Капуловке делятся как бы на две категории: «казацкого роду», то есть прямые потомки запорожцев, и «заплава» - те, кто принадлежит к семьям, осевшим на этих землях позже сечевых времен, по-современному - «понаехали тут». Первые не особо жалуют вторых, в свой круг не допускают, считают их, мягко говоря, «менее благородными». И что интересно, по нашим наблюдениям, роются «в березi», как правило, представители «заплавы»…

«Заплава», в свою очередь, на «прямых потомков» шибко обижается.

- Я уже 31 год прожил в Покровском, - жалуется нам тот же проводник Данила (предводитель сельских «старателей»). - А меня до сих пор за своего, «коренного», так и не приняли.

Данила дразнит прямых потомков, кичащихся своими родословными и чистотой казачьей крови: «Да какие ж вы чистокровные? Ведь как было: казаки в Крым набегут, тамошних баб - «это самое». А татары - сюда, наших - тоже «это самое»! Какая уж тут чистота крови!

- Я говорю одному «чистокровному», который тут местное казачество возглавлял, ну какой ты чистокровный, у тебя ж усы рыжие? Таких же казаков не бывало! - смеется Данила.

Теория того, что такое вообще есть казачество, у Данилы такова:

- По-современному - это те же бандиты. Бежали сюда в плавни от законной власти. Чтобы делать здесь что хочется и никому не подчиняться. А жили, по сути, грабежом - как те разбойники. Сходят на Турцию, нагребут там всякого добра… Потом, как Сечь разбили, они и попрятали все - думали, что скоро вернутся за своими богатствами. Но не вышло…

Нам показалось, что теория эта даже не обида «плебея», не принятого в круг «аристократов». Скорее это звучало как оправдание того, что он тревожит эти могилы…

Еще одна удивительная деталь: все местные никогда себя черными археологами и не считали-то. Даже обидятся, если так их назовете. Для них - только пришлые могут быть черными. А местным как бы разрешено заниматься этим по рождению.

Законно ли это, справедливо ли, хорошо или плохо - судить не беремся, но точно знаем, что так будет до тех пор, пока государство всерьез не возьмется за охрану своих исторических ценностей. А их у нас - на каждом шагу, причем на миллиарды и миллиарды гривен (если это вообще поддается какой-то оценке).

* Характерники - в легендах так называли казаков, обладающих сверхъестественными, порою волшебными способностями. По легендам, они заклинали запорожские клады - чтоб их никто не мог найти, кроме хозяина.

Продолжение следует.

В ТЕМУ

В Украине еще полно ненайденных кладов

Старательно порывшись в исторических материалах, можно найти упоминания о множестве мест, где могут покоиться казацкие клады. Вот их краткий список:

* Гетман Иван Мазепа: рассказывают, при отступлении после Полтавской битвы большую часть своей казны он замуровал в одной из пещер в Переяславе-Хмельницком под двумя церквями, им же построенными.

* Гетман Данило Апостол: множество золотой и серебряной посуды, а также оружия, говорят, он закопал в подвальных казематах Великих Сорочинцев (на Полтавщине).

* Гетман Павло Полуботок: исследователи утверждают, что в Англию он сумел вывезти «лишь» 200 тысяч золотых червонцев. Остальное свое добро (и немалое!) закопал где-то в Глухове и/или Любече.

* Кошевой атаман Петр Сагайдачный: около десяти тонн золотых трофеев, доставшихся ему при взятии Варны и Очакова, атаман якобы спрятал в районе нынешнего села Парутина Очаковского района Николаевской области (это возле знаменитой Ольвии). А вся казна крымского хана (несколько тонн золотых и серебряных монет), захваченная войском Сагайдачного в Кафе (теперь это Феодосия), скорее всего лежит где-то в Крыму.

* Казна Кубанской народной республики: часть своих не вывезенных за рубеж сокровищ (а именно - бриллианты!) потомки запорожских казаков схоронили где-то в районе Новоазовска (теперь это Донецкая область).

Всего, как утверждают некоторые отечественные историки и музейщики, в нашу землю зарыты сотни годовых бюджетов Украины - десятки миллиардов долларов.