Эти две песни уже давно стали легендами визитной карточкой Украины в ближнем и дальнем зарубежье. А музыку для этих прекрасных и мелодичных песен написал именно Александр Билаш.
Детство
Родился Александр Билаш в 1931 году в поселке Градижск, на Полтавщине. Отец будущего композитора, Иван Панасович, работал бухгалтером в местном колхозе, за что считался интеллигентом. Он самостоятельно научился играть на гитаре.
Мама же Евдокия Андреевна, была обычной колхозницей. Женщина очень любила петь. Не раз она "выводила" украинские песни на все село.
Не удивительно, что полюбил музыку и Александр, или как его называли в детстве родные, Шурась. Уже в три годика он играл... на венике, который держал как балалайку. Немного повзрослев, он научился играть на маленькой трехбасовой гармошке.
Когда Александру было 10, началась война. Как вспоминал Билаш в одном из своих интервью, он до конца жизни запомнил, "как адским дождем посыпались с неба бомбы". Мальчик был свидетелем того, как за селом горел аэродром, и как дымились и дотлевали самолеты.
|
Прошли года. После победы Шурась вернулся в школу, достал балалайку и начал давать "концерты" в местном клубе.
После школы Билаш попытался поступить в Полтавское музыкальное училище. Чтобы купить ему аккордеон "Хохнер", родители продали корову. Однако в училище Александра не взяли, заявив, что у него "абсолютно нет слуха".
Однако Александр не сдался и решил попытать счастья в Житомирском музыкальном училище им. В.С. Косенко. На вступительных экзаменах он сыграл на аккордеоне. У приемной комиссии этого училища сомнений в том, нужно ли принимать Билаша, не возникало: он был зачислен. Правда, на класс баяна.
После Александр продолжил обучение в Киевской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где по классу композиции он занимался у Николая Вилинского, который был его любимым учителем.
Безответная любовь
На третьем курсе консерватории Александр встретил первокурсницу Ларису. Как признавался композитор, он был покорен ее "нежной женственной красотой и теплым, распахнутым взглядом".
Однако Лариса оказалась настоящей неприступной крепостью. Два года Билаш добивался внимания девушки. Ходил за ней тенью. Однако безрезультатно.
|
И тогда Шурась решил изменить тактику и начал игнорировать девушку. Он стал проходить мимо Ларисы, не замечая ее. И это подействовало: однажды девушка сама сделала шаг навстречу Билашу.
Через время они поженились. Их семейный союз оказался крепким и счастливым как в личной жизни, так и в творчестве: меццо-сопрано народной артистки Украины Ларисы Остапенко дало жизнь многим творениям Александра Билаша.
- Я счастливый человек, - говорил как-то известный композитор, — судьба подарила мне встречу с Ларисой еще в консерватории. Это любовь с первого взгляда. У нее прекрасной красоты и тембра сопрано. Жена стала первым исполнителем моих песен, которые впоследствии блестяще исполняли Людмила Зыкина и Диана Петриненко. Даже баритоновый репертуар я часто испытывал на ней. Лариса для меня всегда самый строгий критик. То, что наш дом не только моя крепость, но и источник вдохновения, — все благодаря жене.
У Александра и Ларисы родились две дочери – Оксана и Олеся.
|
Популярность
Билаш впервые почувствовал, что стал популярным, после выхода в 1960-м году, фильма "Роман и Франческа", где исполнялась его песня "Упали росы на покосы", Эта песня звучала на многочисленные заявки по радио, фактически все ресторанные ансамбли Украины включили ее в свой репертуар, что в те времена было настоящим признанием.
А в 1964 году Билаш и Павличко "выплеснули" "Два кольоры". Кстати, песня в художественный совет сразу не прошла. К музыке претензий не было, однако слова Дмитрия Павличка вызывали много споров.
- Ничего не везу домой, лишь горсточку старого полотна..." - герой что, из тюрьмы возвращается? – вопрошали оппоненты. Они также требовали заменить слово "печаль", считая, что оно вызывает плохие ассоциации.
Убеждать чиновников, что никакого тайного содержания и подступа в тексте нет, пришлось долго. В результате стала народной.
Не случайно, когда произошла Чернобыльская трагедия, слушатели просили исполнить именно это произведение, в котором переплелись любовь, боль и надежда.
Билаш продолжал писать до последних дней своей жизни. Его произведения исполняли такие мастера пения как Дмитрий Гнатюк, Анатолий Мокренко, Николай Кондратюк, Иосиф Кобзон, Раиса Кириченко, Людмила Зыкина.
Не стало великого композитора 6 мая 2003 года. Похоронили его на Байковом кладбище в Киеве.
|