Константин Ушинский – автор учебных книг "Родное слово" и "Детский мир", ставшими первыми массовыми и общедоступными учебниками в 19 века для начального обучения детей.
Детство
Родился Константин Ушинский в семье мелкопоместного дворянина в 1824 году. К моменту рождения будущего педагога семья жила в Туле, но вскоре отца Ушинского назначили судьей в уездный город Новгород-Северский, и вся семья перебралась на Черниговщину.
Детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном неподалеку от Новгород-Северского - на берегу реки Десны.
|
В 11 лет Константин поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии. Чтобы попасть на уроки, ему приходилось ежедневно проходить (если везло - проезжать) по четыре версты туда и обратно. Во время дороги он любовался волшебным красивейшим местам, полным преданиями глубокой старины и древней истории.
Окончив гимназию, Константин решил продолжить учебу в Москве. В1840 году поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких преподавателей, как профессора Тимофей Грановский и Петр Редкин. Последний, кстати, оказал больше лияние на последующий выбор Ушинского занятия педагогикой.
Учился Константин очень хорошо, что было нелегко из-за слабого здоровья: здоровье Ушинского было очень слабым с детства, а городская жизнь и усиленные занятия его окончательно "добили". Так, к концу каждого академического года он обычно харкал кровью. Поэтому лето Костя старался проводить дома в Украине, в благотворном для него климате.
|
Гонения
После окончания университета Ушинский остался в Москве для подготовки магистерского экзамена. В это время он читал Декарта и Руссо, Дидро и Гольбаха по-французски, Милля и Бэкона по-английски, Канта и Гегеля по-немецки.
В июне того же года совет университета присудил Константину степень кандидата юриспруденции. А через два года 22-летний Константин был назначен и. о. профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский юридический лицей.
Молодой профессор быстро завоевал симпатии лицеистов. За свой ум, умение интересно изложить материал, а также простоту в обращении он стал любимцем лицеистов. Однако подобная "всенародная любовь" студентов не нравилась руководству. Попечитель лицея начал писать доносы на Константина, установив за преподавателем негласный контроль.
Так пролетели четыре года. В 1849 году Ушинский, не выдержав, ушел в отставку. Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.
Промучившись полтора года в провинции, Ушинский перебрался в Петербург в расчете найти работу получше. Однако, не имея знакомств и связей, с большим трудом устроился на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий. Его дальнейшую жизнь изменила случайная встреча с бывшим коллегой по Демидовскому лицею, который помог найти Константину новую работу.
|
Сиротский институт
С января 1854 года Ушинский стал преподавать русскую словесности в Гатчинском сиротском институте, в который входили приюты, богадельни, больницы, дома призрения. В стенах заведения воспитывались и получали образование одновременно 650 мальчиков-сирот.
Институт славился суровыми порядками, строгой дисциплиной, регулярной муштрой и маршировками. За провинности сирот сажали под арест в карцер, где условия были самые жестокие: никакой пищи, кроме хлеба и воды, и то через день. На прогулку за стены института воспитанников выпускали лишь в субботу и воскресенье. Жестких порядков требовал устав императорского благотворительного заведения, где из воспитанников старались сделать людей, верных "царю и отечеству".
|
Ушинский проработал в институте 5 лет. За это время ему удалось несколько изменить эту "казарму для сирот". Так, педагог искоренил фискальство, столь характерное для учебных заведений закрытого типа. Если кто-то совершал проступок, причинивший вред товарищам, он был обязан найти в себе мужество и самому в нем признаться. Кроме того, Константину удалось изжить воровство: самым суровым наказанием для вора стало презрение товарищей.
Влияние нового педагога на поведение и учебу сирот возымело действие. Уже через год Ушинского повысили в должности и назначили инспектором классов.
Таинственные шкафы
Однажды Ушиннский обратил внимание на два больших шкафа, которые 20 лет стояли опечатанными. Что в них хранилось, не знал никто. Константин снял печати со шкафов и обнаружил в них "полное собрание педагогических книг" Егора Гугеля, бывшего инспектора Гатчинского института.
- Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим, и - - Боже мой! -- от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще! Человек, заведший эту библиотеку, был необыкновенный у нас человек. Это едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьезно на дело воспитания и увлекся им. Но горько же и поплатился он за это увлечение. Покровительствуемый счастливыми обстоятельствами, он мог несколько лет проводить свои идеи в исполнение; но вдруг обстоятельства изменились, - и бедняк-мечтатель окончил свою жизнь в сумасшедшем доме, бредя детьми, школой, педагогическими идеями. Недаром же после него закрыли и запечатали его опасное наследство. Разбирая эти книги, исписанные по краям одною и тою же мертвою рукою, я думал: лучше было бы, если бы он жил в настоящее время, когда уже научились лучше ценить педагогов и педагогические идеи, - писал в дальнейшем Ушинский.
Прочитав найденные бумаги, Ушинский написал одну из своих лучших статей. в которой "оформились" все его идеи и мысли о воспитании. Статья имела огромный успех. Ушинский стал постоянным автором "Журнала для Воспитания", публикуя статью за статьей и развивая свои взгляды на систему воспитания.
|
Смольный институт
В 1859 году уже известного педагога Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Вскоре вокруг него сгруппировались лучшие педагогические силы института. Константин добился уничтожения разделение на "благородных" и "неблагородных" девиц и ввел совместное обучение для всех.
Он также ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл специальный новый педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку именно специально педагогическую для работы в качестве воспитательниц.
Воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Начали читать Гоголя, Лермонтова, других писателей, о которых ничего раньше не слышали.
|
Девушки стали задавать преподавателям вопросы, что было строжайше запрещено. Это не понравилось руководству института, и вскоре повторилась та же ситуация, что и с лицеем. Разгорелся конфликт с начальницей института, обвинявшей Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, безбожничестве и даже аморальности. Но просто так, как раньше, в бытность его в Демидовском лицее, уволить Ушинского было нельзя.
Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского направили на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время он посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Изучил женские школы, детские сады, приюты и школы разных стран.
Будучи за границей, Ушинский давно задуманные "Детский Мир" и "Родное слово". Это были первые в России учебники для начального обучения детей. Кроме того, они стали первыми массовыми и общедоступными книги, которые расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.
|
Семья
Константин был женат на Надежде Дорошенко, происходившей из древнего казацкого рода. Они познакомились ещё в молодости в Новгород-Северском, а поженились летом 1851 года, когда Константин находился в служебной командировке в Черниговской губернии.
В их семье было пятеро детей: сыновья Павел, Владимир и Константин, а также дочери Вера и Надежда.
Летом 1870 года, когда Ушинский находился на лечении в Альме возле Бахчисарая, во время несчастного случая на охоте погиб его старший сын Павел. Константин и Надежда тяжело переживали трагедию. Чтобы хоть немного уменьшить боль, семья переехала жить в Киев, где купил дом по улице Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 3 января 1871 года. Похоронили педагога в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.