Хотя официально запись детей в 1 классы начнется в апреле, во многих школах уже негласно составляются "листы ожидания". Поэтому именно сейчас Минобразования решило напомнить средним учебным заведениям, что отбор на конкурсной основе запрещен везде, кроме специализированных школ. В методическом письме, которое разослали по всем школам, прицельно обратились к гимназиям, лицеям, коллегиумам, при которых есть начальные школы – их это правило тоже касается. Запрещено проведение не только тестов и экзаменов, но и собеседований и любых других способов проверки уровня подготовки ребенка к школе. В образовательном ведомстве считают, что учиться по избранной программе продвинутого учебного заведения должен любой ребенок, если ему создадут для этого учебно-воспитательные условия, а не только первоклассники "после селекции детей".
Гимназии, лицеи обязали вывесить на своих сайтах и на стендах информацию о том, какие жилые микрорайоны они обслуживают или же у них нет "закрепленных территорий". Если есть – отказать ребенку, проживающему поблизости, в приеме нельзя. А тех, кто обращается не по месту жительства, возьмут, если есть места и в порядке очереди: кто раньше подал заявление – тот и успел.
Уточнили и "правила игры" для спецшкол: теперь там нельзя проверять умения читать, считать, писать, знание иностранных слов. Проверять можно лишь уровень общего развития ребенка, готовности к школе, способностям по тому направлению, в котором специализируется школа (например, фонематический слух).
Подобные попытки урезонить "элитные" школы делаются уже не первый раз, и все безуспешно. Особая программа в гимназии или лицее начинается с 5 класса, в который предстоит пройти отборочный экзамен. Но не секрет, что готовить к нему начинают еще в начальной школе, а поэтому занимаются предметами не так, как в обычных общеобразовательных, углубленно. Вот поэтому-то и отбирают тех, кто потянет все эти сложности уже с шести лет.
По словам киевлянки Светланы Алексеевны, ее 8-летний ребенок учится в столичной гимназии "Академия", и чтобы поступить туда, на собеседовании демонстрировал знание цифр, букв, логическое мышление. Те, кто "проваливался" и не добирал нужные баллы, не попадали в списки принятых, которые вывешивали после этого испытания. Мама ученика считает, что подобные мероприятия – стресс для детей и их надо запрещать не только на бумаге, но и проверять исполнение этого правила в конкретных учебных заведениях.
А вот детский психолог Марина Остапенко утверждает, что есть и другая сторона медали: если программа в младших классах гимназий и лицеев тайно будет даваться усложненная, а у ребенка не сформирована учебная готовность, нагрузки могут сказаться на его здоровье. Если школьников на самом деле примут без отбора, немало честолюбивых родителей заставят их заниматься "до упада", чтобы перейти в гимназические 5-11 классы. И тогда стресс для таких школьников станет хроническим…