Загрузить еще

Школьникам расскажут, как "свергали Януковича" и с кем воюет Украина

Школьникам расскажут, как
Фото: Ученые и педагоги считают, что фотографии Евромайдана скажут больше, чем слова. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

Педагоги с нетерпением ждут вкладыш в учебники "Истории Украины" за 11-й класс с материалом про Революцию достоинства, а точнее - про события за ноябрь 2013 - сентябрь 2014 г. 

Для вкладыша ищут спонсоров 

В программы школьного экзамена и внешнего независимого оценивания вопросы уже внесли, а как их преподавать - непонятно. Учителя рискуют дважды: вызвать неконтролируемые споры среди школьников и прослыть "сепаратистом" или "пропагандистом" среди коллег.

- Когда в прошлом году говорили о Евромайдане, одиннадцатиклассники так разгоряченно доказывали свою правоту, что я испугалась, чтобы не было драки, - признается преподаватель истории одной из луганских школ Наталья Квитчаста. - Они не слышали даже просьб вернуться за парты… 

Кроме вкладыша, ждут и методическое пособие, над которым с октября трудилась рабочая группа (историки, учителя, методисты, психологи): как излагать материал. 

И то и другое практически готово, поясняет замминистра образования Павел Полянский. Кстати, как кандидат исторических наук он лично принимал участие в работе над параграфом. Вот только в школы вкладыш попадет не скоро. Денег в МОН нет и не было предусмотрено. Правда, авторы отказались от гонораров, но ситуацию это не спасает.

Термины - самые жесткие 

Если недавно в образовательном ведомстве оптимистично говорили: параграф дойдет до каждого ученика выпускного класса (280 тыс. экземпляров), теперь планируют 20 тысяч - по одному на школу. Но и на них нужны спонсоры, которых сейчас ищут. Поскольку данная тема будет последней в курсе истории, то до конца учебного года вкладыши надеются издать. А пока - в феврале напечатают в педагогических журналах, чтобы почитали хоть учителя. Также текст появится в интернете с гиперссылками на исторические сайты и видеоролики. 

А что там? Как пояснили в рабочей группе МОН, иллюстраций и инфографики почти столько же, сколько текста. Учащимся объяснят термины  "титушки", "сепаратизм", "Небесная сотня", "АТО", "добровольческий батальон", "временно оккупированная территория". Главные темы обозначены так: свержение режима В. Януковича, Революция достоинства и российско-украинская война (авторы ушли от более мягких определений "агрессия России против Украины" или "вооруженный конфликт"). 

МНЕНИЕ

 

ПРОТИВ: "Вместо научной оценки - там эмоции"

Кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела новейшей истории и политики Института истории Украины Александр КОЛЯСТРУК:

- Нельзя освещать события, когда они еще продолжаются. Чтобы дать научную оценку, необходимо подождать минимум 5 лет после их завершения. Таково негласное правило историков. Иначе эмоции слишком влияют на ученых, получаются заангажированные тексты, от которых они потом отказываются.

Когда я писал кандидатскую, мне предлагали взять тему - оранжевая революция, которая как раз происходила. Я отказался. А многие коллеги написали монографии, о чем сейчас жалеют. 

 

ЗА: "Школьникам дадут надежду" 

Кандидат исторических наук, преподаватель истории Киевского национального университета технологий и дизайна Лариса КОЗУБ:

- Такой параграф должен вселять надежду, давать позитивную цель: Украина как демократическая страна, интегрированная в Европу. На этом, а не на погибших на Евромайдане и в АТО лучше делать акцент. Иллюстрации не должны травмировать психику школьника. Важно расписать этапы обновления власти: выборы президента и ВР, дать опыт подобных революций в других странах. Пусть будет материал и о сепаратистах, и обманутых ними людях на востоке Украины. Но ведь учить это будут и школьники Донбасса, поэтому формулировать стоит так, чтобы не зацепить их достоинство. Учителям же на местах важно устраивать дискуссии среди учащихся, а не нести лишь свое видение происшедшего. 

КОМПЕТЕНТНО

 

"Надо честно назвать войну - войной" 

Автор учебника "История Украины" для 11-го класса доктор исторических наук Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ:

- То, что мой учебник дополнят подобным параграфом, правильно. Я уже подготовил материал в помощь учителю о том, как подавать события последних лет. Я ввел еще в 1991 г. термин: "выползание из России": вот этим мы и занимаемся, хотя и с огромными потерями. Меняется и сознание: многие привыкли ощущать Россию как самую близкую нам страну. Я за то, чтобы войну называть войной. Война России с Украиной не первая, а четвертая, начиная с 1917 года, только говорить об этом раньше запрещалось. Но учебники не должны разжигать образ представителя какой-либо нации как врага. Я 14 лет возглавляю польско-украинскую комиссию по подготовке учебников истории. Наши страны воевали - и сейчас историки совместно освещают эти болезненные моменты, чтобы подать материал максимально честно, но и максимально деликатно. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

В школах научат стрелять из автомата и танцевать боевой гопак

Предмет "Защита Отечества" не смогут успешно сдать те, кто плохо стреляет из автомата.

Минобразования представило окончательную программу школьного предмета для 10-11-х классов, после того как в нее были внесены дополнения, предложенные педагогами, учеными и представителями общественных организаций.

Вернуть начальную военную подготовку в школах решили еще в сентябре 2014-го - это было прописано в указе президента Украины. Но обещают, что это будет совсем не то НВП, на котором со смехом натягивали противогаз. Чтобы получить высокую оценку, старшеклассникам придется попотеть.