Нововведение со спецпропусками абсолютно объяснимое и логичное. Заявив о нем, власти признали: местные жители будут недовольны, но это нужно для безопасности. Соглашусь, это сейчас вопрос номер один. Но….
По тому, как был изначально организован процесс выдачи пропусков, сложилось ощущение, будто дело здесь не только в безопасности. Вот так сразу, в течение 10 дней, практически перекрыть условно свободный доступ на неподконтрольные стране территории больше напоминает начавшуюся блокаду. Ведь не только мирные жители ограничены в возможностях въезда, но и поставщики тех же продуктов или лекарств в один момент поставлены в сложное положение. Как следствие - слухи о возможном голоде и ажиотажный спрос буквально на все в оставшихся открытых магазинах.
Казалось бы, сделай пропуск - и никаких проблем. Если бы так. Выяснилось, что оформить его - дело почти нереальное. Приведу конкретный пример. Менеджер металлургической корпорации был переведен вместе с офисом из Донецка в Мариуполь, жена с детьми осталась дома. Выходные он проводил с женой и детьми. Естественно, сразу же кинулся оформлять пропуск. В СБУ его отправили в пропускной пункт в Сартане (10 км от Мариуполя), протомив там полдня, заявили: оформляем пропуска только через Талаковку (западное направление), и по секрету сообщили: где выдадут пропуск на Донецк, в СБУ еще не определились. Ясность наступила через сутки. В столицу Донбасса можно попасть, оформившись в Великой Новоселке. А теперь самое интересное: Великая Новоселка расположена в 122 километрах от Мариуполя… в направлении Донецка! Поехать туда мужчина пока не рискнул, да и дороги ведь закрыты! И не факт, что пропуск получит. Мало ли, сколько еще найдется поводов отказать или куда-нибудь "отфутболить". И таких, как он, - тысячи. А что делать переселенцам в Киеве, Харькове, Днепропетровске? Там пунктов выдачи пропусков открывать не собираются вообще. Куда бежать? Официального ответа нет.
С другой стороны, предположим, я настоящий "диверсант" и стремлюсь попасть в зону АТО. Как? Ответ очевиден. Автобусное и железнодорожное сообщение с Россией еще никто не отменял. Доберусь в Ростовскую область, а оттуда граница с Донецкой и Луганской областью практически открыта. Дороже, дольше - но вполне реально, если очень нужно. И не надо никакого пропуска!
Спрашивается: есть ли смысл в столь масштабных ограничениях, к тому же заранее не подготовленных и не обдуманных? Уже сегодня рискну предположить: как только введут спецрежим (а в последний момент дату перенесли на 28 января), на дорогах образуются гигантские пробки, сотни машин завернут обратно, а пострадают от этого простые люди. Хотя безопасность, конечно, главное.