Василий Дончук родился в Киеве в рабочей семье. Когда он был совсем маленьким, родители погибли. Родственников у мальчика не осталось, и его отдали в детдом.
В 24 года Василий приехал в Хабаровск, где учился в Ейском летном училище, параллельно занимаясь в хабаровском аэроклубе. По окончании учебы стал летчиком полярной авиации в Хабаровске, на трассах Дальнего Востока. Его основной задачей были "переброски" исследовательских партий геологов. За годы работы в полярной авиации Дончук исколесил Камчатку, Чукотку, летал к зимовщикам полярных станций Новой Земли и Вайгача, жителям Большеземельской тундры и Заполярья.
Армия
В 1937 году Дончука призван в Советскую армию. Во время службы ему довелось принять участие в боях у озера Хасан. В 38 году Василий ушел в запас, устроившись на работу в Воркуту. Следующие три года его жизнь прошла спокойно. Все изменилось в 1941 году.
Дончук оказался в числе первых призванных в Красную армию. Уже в ноябре он был на фронте в Северном особом авиаотряде. Он совершал полеты в тыл к партизанам. Доставлял им продовольствие и медикаменты, выбрасывал в тылу врага десантников, возил запасные части к самолетам, боеприпасы.
|
Начав простым пилотом, вскоре Василиц стал командиром транспортного звена 5-го отдельного авиаполка, затем перешел в гвардейский бомбардировочным авиаполк, где возглавил 108-ю отдельную разведывательную авиаэскадрилью.
Удача была на стороне Василия. Он успешно совершил 270 вылетов на дальнюю разведку объектов, 64 раза бомбардировала аэродромы, железнодорожные станции и другие объекты противника. Пять раз сумел посадить самолет в тылу врага.
Роковой вылет
Как известно, удача – дама капризная. Она отвернулась от Дончука 21 октября 1944 года. В то время эскадрилья Дончука базировалась в Мурманской области, в поселке Африканда. В задачу Василия и его товарищей входили боевые и разведывательные вылеты в район норвежского города Киркенес, где гитлеровцы в 1944 году сосредоточили большое количество живой силы и техники.
Туда, в район Киркенеса, утром 21 октября 1944 года и поднял в небо свой "бостон" командир экипажа Дончук. Дважды за время полета экипаж выходил на связь: в первый раз – невдалеке от города, второй – над одним из фьордов. Третий выход в эфир сопровождался помехами, радист успел лишь сообщить, что дымит правый мотор и что взяли курс домой.
|
В Африканде тщетно прождали терпящий бедствие самолет. А после месячного ожидания в документах, оформленных на командира и двух членов экипажа, записали: "Не вернулся с задания". Это означало, что все трое погибли.
Лишь в 2014 году исследователи выяснили, что горящий самолет Дончука рухнул в фьорд недалеко от берега. Глубина фьорда в этом месте составляет примерно 40-70 метров. По всей видимости, сбитый "бостон" там остается по сей день…
Память
Уже в ноябре 1944 года Дончуку посмертно присвоили звание Героя Советского Союза посмертно. Он также получил ордена Ленина, Красного Знамени (дважды), Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, медаль "Партизану Отечественной войны" I степени.
Его именем названы улицы в Хабаровске, Киеве и Воркуте.
|