Сейчас работы Зинаиды Серебряковой есть во многих музеях, за них торгуются знатоки искусства. В 2012-м лондонский аукционный дом Bonhams выставил две работы художницы "Флора" и "Юриспруденция", стартовая цена каждой – 1,5 миллиона долларов. А при жизни Серебрякова была скромным человеком, писала за копейки - дамоклов меч бедности висел над ней всегда.
Обвенчалась с кузеном за большие деньги
Зимним морозным днем 1884 года в прославленном семействе Бенуа-Лансере в селе Нескучное под Харьковом родилась девочка Зина. Чем она будет заниматься в жизни, было предопределено. В семье - сплошь творческие люди, да какие! Отец – известный скульптор Евгений Лансере, мама – художница Екатерина Бенуа, дед – прославленный архитектор Николай Бенуа.
- В этой семье рисовали все, даже была домашняя шутка: "У нас дети рождаются с карандашом в руке", - рассказывает исследователь жизни Серебряковой, краевед Михаил Красиков.
|
Зинаида рисовала с детства, но первая известность пришла к ней лишь в 26 лет. Ее автопортрет и несколько пейзажей попали на выставку в Петербурге - похлопотал дядя, известный художественный критик Александр Бенуа. Он также написал отзыв об экспозиции, где упомянул и Зинаиду. О ней заговорили.
К этому времени Зина была замужем за двоюродным братом Борисом Серебряковым. Это была большая любовь, которая зародилась еще в детстве. Только вот священники отказывались венчать двоюродных брата и сестру, которые, к тому же, были разных вероисповеданий: Зинаида - католичка, Борис – православный.
- Когда они решили пожениться, спросили разрешения у архиерея из Белгорода и получили отказ. После поехали в Харьковскую епархию, где тоже столкнулись с непониманием. В итоге добрые люди подсказали им в Харькове священника, который за приличную сумму согласился благословить молодых, - продолжает Михаил Михайлович.
|
В Париже рисовала за копейки
После свадьбы в семье Серебряковых один за другим появились два сына - Женя и Саша, а через несколько лет – две дочки. С Борисом художница прожила в браке 12 счастливых лет. Но в 1919-м муж умер от тифа, и Зинаида осталась одна с четырьмя детьми и больной матерью. Имение в Нескучном было разграблено, и художница с семьей решила переехать в Петроград.
Все трудные годы Зинаида не переставала рисовать. Когда не было масляных красок – переходила на уголь и карандаш. В Петербурге она создала изумительный цикл, связанный с балетом. Но это не приносило дохода, рисовала больше для удовольствия.
После смерти мужа Зинаида едва сводила концы с концами. А потом, оставив детей на больную мать в России, рванула на заработки в Париж. Дочь Таня так вспоминала отъезд: "Я добежала до пристани, когда пароход уже начал отчаливать и мама была недосягаема. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Мама считала, что уезжает на время, но я будто чувствовала, что расстаюсь с ней на десятилетия".
В Париже Зинаида за копейки рисовала местную знать и все деньги отправляла в Россию детям. Спустя несколько лет, не выдержав разлуки, Серебрякова вызывает к себе дочь Катю и сына Шуру. С другими детьми она увиделась лишь спустя тридцать шесть лет.
|
На родине о ней забыли
Серебрякова оставила несколько автопортретов, самый известный - "Автопортрет за туалетом" хранится в Третьяковской галерее.
- В харьковских музеях есть портрет подруги Галины Тесленко, несколько портретов пастушков, пейзаж Нескучного и около 10 карандашных набросков Слобожанщины, которые передали нам из российского музея, - рассказывает Михаил Красиков. – Также знаю, что несколько лет назад друзья Януковича купили ему в подарок самую дорогую картину с аукциона – одну из "Обнаженных" (написан целый цикл – прим. Авт.), а недавно на другом аукционе ее работа была второй по стоимости после полотна Айвазовского.
Тем временем место в селе Нескучное, где когда-то стоял дом художницы, поросло лопухами, и единственное, что напоминает о Серебряковой - памятный знак "Поместье Лансере" да экспозиция в деревенском клубе.