Сделать учебники для начальных классов веселее и современнее решили в МОН. В нынешних учебных текстах дети кормят поросят, но не занимаются с планшетами, не ходят в супермаркеты и даже не ездят в метро.
- В отрывках, на примере которых изучают основные правила языка в 3-4-х классах, чуть ли не на каждой странице есть: "волы, вечер в селе, плуг, сбор урожая, мельницы, хаты…" - рассказывает преподаватель украинского языка и литературы Антонина Бережная. - И ни одного понятного ребенку современного предмета или времяпровождения. Неудивительно, что любовь к Родине у детей ассоциируется с поездками к бабушке в село.
По мнению первого замминистра образования Украины Инны Совсун, для успешной учебы ребенок должен узнавать о том, что входит в круг его ближних интересов. Поэтому современным детям учить посевные песни не интересно.
Стереотипы, заложенные до 10 лет, прочны, считает детский психолог Марина Тимощук, поэтому небо мы машинально рисуем голубым, не замечая других оттенков, - так научили в детстве. Чтобы дети не связывали слова "Украина" и "село", тексты необходимо осовременить.
Вторая проблема старых учебников: дети там болеют, что-то разбивают, дерутся, их стыдят взрослые - в общем, количество негатива перевешивает приятные моменты. Наконец-то в МОН задумались над психологическим влиянием текстов, которые день за днем повторяют ребята. Решено срочно добавить позитива: ввести описания дней рождения, праздников, пикников, посещений зоопарка.
Пока все новшества касаются программ 4-го класса, по которым новые учебники еще только будут писать. Однако в будущем планируют пересмотреть и учебные книги за 1-3-е классы. Ведь в новеньком "Украинском языке, 2 класс" (Н.В. Гавриш, Т.С. Маркотенко) все по-старому: девочка кормит гусей, а сыну папа советует иметь друзей в каждом селе.