Как посадить за стол переговоров враждующие стороны? Как найти общие интересы у непримиримых соперников? Как управлять конфликтом? На эти вопросы сейчас с удовольствием узнали бы ответы большинство взрослых, но – это всего лишь темы факультатива по конфликтологии. Такие занятия – не новость, ведь в рамках проекта "Школьная медиация" их начали вводить в отдельных учебных заведениях в 10-11 классах еще 5 лет назад. Но сейчас в Минобразования планируют распространить опыт и на другие школы. Конечно, выбор делает само учебное заведение, ведь факультатив не входит в обязательную программу. Впрочем, такие знания сейчас востребованы среди старшеклассников, да и многие педагоги осознают их необходимость: хотя бы чтобы сгладить непонимание между детьми-переселенцами и "старожилами" класса.
- Чтобы учить подростков решать разногласия без насилия и манипуляций, надо и самой быть примером, - считает преподаватель этого факультатива школы №10 Диана Горбатюк, - На еженедельном занятии мы с ребятами разбираем этапы конфликта, стили поведения в этот момент, как быстро переключиться с разрушительного настроя на конструктивный. Больше всего интереса вызвала тема о том, как человек может стать причиной конфликта, находясь в жертвенной позиции, провоцируя агрессию. Например, видеть в каждом потенциального обидчика, позволять постепенно "садиться на шею", не умея постоять за себя.
Многие ли из взрослых, включая политиков, умеют говорить без "родительских" интонаций, с позиции равенства? А это – один из основных навыков, который должны привит учителя детям, судя по программе (кстати, факультатив рассчитан на 72 ч). Еще одна задача - научить школьников не бояться столкновения интересов, не избегать споров, а уметь их цивилизованно решать. Пособия используют западные, переводные – там конфликтологии в школах обучают давно (например, в Швеции и Норвегии – около 40 лет).