Туринская плащаница считается одной из самых известных христианских реликвий. Споры о ее подлинности, причем ожесточенные, ведутся по сей день. Сторонники аутентичности плащаницы убеждены, что именно этим саваном укрывали тело Иисуса Христа после снятия с креста. Иначе чем объяснить, что на поверхности ткани чудесным образом появились очертания лица и тела Спасителя? Скептики из числа ученых ставят под сомнение эту версию. Однако ясности до сих пор нет. Вероятно, по этой причине официальный Ватикан не признает Туринскую плащаницу подлинной, хотя считает важным напоминанием о страстях Христовых. Британский историк Чарльз Фримен решил положить конец спорам и докопаться до истины.
КУДА ПРОПАЛА НАБЕДРЕННАЯ ПОВЯЗКА?
Свое детективное расследование он начал с простого вопроса: "Неужели такую знаменитую реликвию за все время ее существования в Средние века не копировал какой-нибудь художник?" Оказалось, что существует несколько старинных изображений. Например, гравюра живописца Антонио Темпеста (1613 год). Бросается в глаза, что несколько веков назад плащаница выглядела совсем иначе (см. "Сравним?"). Письменные источники тоже подтверждают, что 500 лет назад полотно представляло собой яркую картину, где были четко видны кровавые раны и багровые рубцы - следы пыток.
Объяснить это можно только тем, что в Средние века ткань разрисовывали красками для большей доходчивости. В те времена люди еще не были знакомы с шедеврами абстрактной живописи. И вряд ли размытый отпечаток на плащанице стал бы объектом массового поклонения и паломничества.
|
СЛЕДЫ ПЫТОК
Собственно, в XIV веке даже церковные иерархи не считали плащаницу подлинной (в результате церковного расследования было установлено даже имя художника, но оно не сохранилось). Только в 1390 году Папа Римский Климент VII разрешил использовать плащаницу во время богослужений, но настоял, чтобы перед каждой демонстрацией было публично заявлено, что эта пелена не является саваном Спасителя.
В пользу того, что плащаница не являлась ровесницей Христа, а была разрисована позже - в XIV веке, говорят иконографические исследования. Современники описывали, что на полотнище было изображено тело мужчины, на котором буквально живого места не было. Их показания подтверждаются исследованиями Барбары Фаччини из Университета Феррары. В 2010 году она тщательно изучила отпечаток на пелене и обнаружила на теле Спасителя 372 раны от удара бичом. Однако, по словам Фримена, как раз эта деталь говорит о том, что автор рисунка не был современником Христа. Дело в том, что мода на натурализм в изображении страстей Христовых приходит лишь в начале XIV века. А в более ранней иконописной традиции авторы никогда не делали акцента на физических увечьях, причиненных Спасителю. Вывод: художник, разрисовавший Туринскую плащаницу, был хорошим знатоком богословской литературы, но об обстоятельствах казни Христа он знал только с позиций своего времени.
РОЛЬ КРОВИ ИГРАЛА КИНОВАРЬ
Но, может быть, средневековый живописец просто наносил изображение по контурам, чудесным образом проявившимся на древней ткани? Исследования ткани и красочного слоя не подтвердили эту версию. Американский химик Уолтер Маккроун, светило мировой науки, не обнаружил на волокнах ткани следов человеческой крови или других неизвестных науке субстанций.
Роль крови играла киноварь - естественный краситель алого цвета на минеральной основе. Частицы киновари локализованы исключительно в тех местах, где художник прорисовывал раны и пятна крови. Ученые также обнаружили на полотне белок животного происхождения. Однако это объясняется тем, что перед нанесением красок холсты грунтовали смесью мела и столярного клея (его еще называли костным). Этот клей получали с помощью обработки коллагена - соединительной ткани животных.
Сама ткань тоже не могла быть ровесницей Христа. В 1988 году три независимые лаборатории (в США, Швейцарии и Великобритании), используя метод радиоуглеродного анализа, пришли к выводу, что Туринская плащаница изготовлена между 1275 и 1381 годами.
НЕ ОРИГИНАЛ. НО И НЕ ПОДДЕЛКА!
Однако Фримен считал, что художник, создавший плащаницу, никого не пытался ввести в заблуждение.
Выяснилось, что начиная с X века в религиозном обряде Пасхальной недели начинает набирать популярность мистерия под названием "Кого вы ищете?" (Quem Queritis?). Верующие разыгрывали сценку, когда Мария и апостолы приходят к Гробу Господнему и видят ангела. Он спрашивает: "Кого вы ищете?" А услышав, что ищут Христа, ангел восклицает: "Его нет здесь, он воскрес!" И в качестве доказательства демонстрирует плащаницу, на которой сохранился контур тела Спасителя. В архивах хранятся более 400 отчетов об этих церемониях, проведенных в разных местах Европы. Выходит, плащаница была всего лишь частью сценического реквизита?
Что же произошло дальше? Из-за частого употребления полотна красочный слой плащаницы начинает разрушаться. Под воздействием красок и ультрафиолета (эффект выгорания) волокна изменили первоначальный цвет. В наши дни мы можем наблюдать на месте рисунка лишь смутный, едва узнаваемый контур. Очертания действительно становятся более отчетливыми, если смотреть изображение в негативе. Но в реальности рисунок негативом не является. Поскольку иначе пятна крови и темные волосы должны были выглядеть на негативе светлыми.
|
ПАРАМЕТРЫ ОТПЕЧАТКА НА ПЛАЩАНИЦЕ
СРАВНИМ?
Сегодня на плащанице (фото слева) виден еле различимый контур фигуры. На рисунке 1613 года (вверху справа) на полотне был четкий яркий рисунок.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Останутся в покое священные устои
Возникает вопрос: утратила ли Туринская плащаница ореол святости после исследований ученых? Подрывает ли это основы веры? Сдается, что вопрос подлинности этой реликвии (как и всех остальных) имеет исключительно музейное значение. Поскольку никак не затрагивает сами основы учения Христа. Если для атеиста такие артефакты всего лишь ценности исторические, то для человека верующего - духовные. И он никогда не усомнится в их подлинности, потому что этот вопрос просто не обсуждается, как заповеди Божьи. Верующий человек уверен, что они даны нам свыше. И потому они истинны. Но независимо от мнения тех и других отношения в человеческом обществе могут развиваться и строиться только в соответствии с законами духовной жизни, сформулированными в учении Христа. Он сказал: "Возлюби ближнего своего, как самого себя!" И еще никто не смог доказать ошибочность этого постулата. Хотя пытались многие. Но попытки построить общество на платформе другой морали неизменно оканчивались катастрофами.