Загрузить еще

Жизненный путь автора песни "Женька" Евгения Жарковского

Жизненный путь автора песни
Фото: Жарковкий стал автором многих прифронтовых песен. Фото: скриншот видео

Евгений Жарковский соединял в себе два образа - блестящего морского офицера и  импозантного преуспевающего композитора.  Он был  крупным холнным рыжеватым мужчиной с удивительно красивыми длиннопалыми кистями рук. Евгений был прекрасным композитором, хорошим пианистом, и блестящим оратором.  

Детство

Евгений Жарковский родился в 1906 году в Киеве. Его отцом был банковский служащий Эммануил  Жарковский.  Евгений увлекся музыкой еще в раннем детстве. После школы он не сомневался,  куда идти, и сразу выбрал  Киевский музыкальный техникум.

Параллельно с  учебой Евгений подрабатывал пианистом в драматическом театре, сочиняя музыку к некоторым спектаклям.   

Когда Жарковскому было 23, в Киев  наведался  известный пианист-педагог Виктор Шапиро.  Музыканты познакомились . Они много разговаривали о музыке и ее будущем. Рассказы Шапино о музыкальном Ленинграде настолько вдохновили Жарковского, что  он решил переехать в этот город.  Сразу же после переезда он поступил в Ленинградскую консерваторию, где  увлекся  военно-шеф­ской работой, ставшей впоследствии неотъемлемой частью его творческой деятельности.

Евгений был хорошим пианистом. Фото: соцсети

Первый успех как композитора

Жарковский часто выступал перед военными на кораблях Балтийского флота, подготавливая специально для них репертуар для армейской самодеятельности. Параллельно он начал писать песни. 

Написав несколько песен, Евгений понял: его жизнь связана именно с этим жанром. Будучи на  на третьем курсе , он поступил  в Союз советских композиторов.

Первый успех ему принесли две песни: "О комсомольской подвод­ке-лодке, ее бесшумной походке" и "Эстафета", поставленные на стихи Николая Асеева. Их даже удостоили премий на песенном конкурсе, проведенном ленинградским гор­комом ВЛКСМ в 1933 году.

По окончании учебы молодой композитор находится в активном поиске, ищет свой, лишь ему присущий стиль.  Он пишет произведения самых различных жанров — здесь и музыка к кинофильмам "Поход" и "Юность", и Первый концерт для фортепиано с симфо­ническим оркестром, и, конечно, новые песни — "Черноморочка" (сл. П. Панченко), "Байдарка" (сл. А. Гитовича) и другие.

Война

Начавшаяся в 1941 война изменила жизнь Жарковского. Следующие четыре  он пережил все трудности военного времени. Однако даже постоянные взрывы и стрельба не помешали Жарковскому писать. Он взялся руководить эстрадным оркестром флота, продолжил писать песни, которые теперь приобрели  новый смысл.

 - Когда я писал фронтовые песни, то не задумывался над их будущим. Песня должна была "работать" имен­но здесь и сейчас. Это роднило композитора с журна­листом, а песня на фронте казалась особой формой фронтового очерка, - писал после композитор.

Характерные черты той песни — злободневность, сиюминутность, очерковость.  Многие из фронтовых песен Жарковского так и оста­лись очерками одного дня и в нынешнее время их услышишь нечасто.

За военное время Жарковский написал около 100 песен. Наиболее популярной стала песня на стихи Н.Букина "Прощайте, скалистые горы". 

Жарковский с моряками в военные годы. Фото: соцсети

Послевоенное время

В 1944 году  Жарковского перевели на Черноморский флот. В Севастополе закончился путь Жарковского-офицера и начинался новый, послевоенный этап  для Жарковского-композитора.   Он возвращается к жанру оперетты. В его произведениях появляется лирическая, "мирная" ноты, затрагивающие душу до самых глубин. Он все чаще обращается к жанру музыкальной комедии и музыки для детей. Однако при этом все его произведения остаются пропитаны "духом советского патриотизма". Перу композитора принадлежат такие песни  "Секрет", "Если б да кабы", "Волнушка", "Костер", В ночь на двадцать шестое", "Ласточка-касаточка", "Женька" и др.

Книга как прощание

Одним из последних произведений Жарковского была книга  "А музы не молчали...", которая  представляла собой дневник военных воспоминаний. Сразу же после выхода в свет она стала библиографической редкостью и получила множество восторженных отзывов.

Книга написана в форме отдельных, достаточно са­мостоятельных по теме новелл.  В ней был описан весь "пульс фронтового искусства".  Она  состояла из невыдуманных рассказов и параллельно с этим была  песенным сборником.

Вскоре после выхода книги Жарковский скончался. Его не стало 18 февраля 1985 года. Похоронили композитора в Москве на Кунцевском кладбище.

 Личная жизнь

Жарковский был женат дважды.  Однако о том, кто был первой избранницей композитора, данные расходятся. Так, Википедия говорит о том, что это была Нина Георгиевна, а вот Валерий Золотаревский – племянник Жарковского  - утверждает, что это была московская балерина Раиса.

Достоверно известно лишь, что пара была вместе недолго - поженилась в конце 30-х и развелась уже в 40-м году.  По словам Золотаревского,  причиной развода оказалась "болезненная ревнивость" жены. 

Второй раз Евгений связал свою судьбу с  Светланой  Михайловской. Они поженились в 1952 году, а через два года – в 1964  - у них родилась дочь  Елизавета. 

Новости по теме: День в истории