На прошедших каникулах некоторым папам и мама впервые пришлось оставлять ребенка дома одного или даже куда-то отправлять "в одиночное плавание": в поездку, детский лагерь, пусть даже в соседний магазин. Какими бы мы ни были хорошими родителями, рано или поздно наступает момент, когда ребенка надо шаг за шагом "отрывать от себя", поясняет детский психолог Елена Кульман. Слишком рано – рискуем безопасностью ребенка, слишком поздно – чаду обеспечены комплексы или инфантильная "игра в беспомощность". Так со скольких же лет нужно развивать в ребенке самостоятельность?
Ночевать - только с родителями
Некоторые папы и мамы сознательно отправляют в магазины и учат разогревать обед уже пятилеток. Другие сопровождают повсюду подростков и боятся доверить им ключи от квартиры. Психологи отнекиваются: единых рецептов быть не может, все зависит от развитости и характера конкретного мальчика или девочки. Но все же негласные правила существуют. В рекомендациях британского Национального общества по предотвращению жестокого обращения с детьми сказано, что с 6 до 12 лет допускается оставить ребенка ненадолго. Но вплоть до 16 лет нельзя детям разрешить ночевать одним.
В США – официально запрещено оставлять одного ребенка до 12 лет, однако на деле и здесь речь идет об отъездах родителей, а на несколько часов, проведенных школьником в безопасной квартире в уединении, никто не обращает внимания.
Что и когда позволять
Опросив множество коллег и клиентов, Елена Кульман предлагает условные "временные рамки" для развития самостоятельности.
Дошкольник – должен быть под присмотром взрослых.
В 6-8 лет малыш способен оставаться в одиночестве в квартире – до 2 ч, не регулярно, а при острой необходимости. Он может гулять один во дворе, если его видно из окна. Помогая родителям, выносить мусор – если контейнер расположен не в доме, а рядом с ним. Такого малыша можно оставить на более старшего брата или сестру или отправить их вдвоем по делам.
Со 2-3 класса ребенка надо приучать ходить в школу, если она расположена неподалеку. Кроме того, появляются обязанности, связанные с перемещением вне дома: например, ходить в магазин за хлебом
10-12 лет – ребенок самостоятельно может приходить в школу и возвращаться, а по приходу – разогревать обед. Даже если до учебного заведения надо добираться на городском транспорте, обычно родители уже доверяют это сыну или дочке. С ведома взрослых младший подросток (именно так называется этот возраст) способен отправиться к родственникам, самостоятельно ходить на кружки.
12-14 лет - и мальчик, и девочка уже обязаны готовить себе еду, покупать продукты и некоторые вещи, участвовать в выборе одежды. Тинейджер свободно ездит по городу, ведь он почти взрослый. Но кроме прав, появляются и обязанности: помогать родителям в физической деятельности: на даче, во время ремонтов итд. Во всех приличных семьях есть и правило возвращаться домой не позднее того времени, которое определяют родители: 21.00-22.00
14-16 лет – пора давать максимум свободы и переходить с руководящего тона на дружеский. Поэтому главное требование к старшекласснику – чтобы он был на связи, перезванивал и ставил в курс родителей о времени своего возвращения. Ну и по закону многих стран после 23.00 несовершеннолетние все же должны находиться дома.
Много телефонов и "рецептов"
А как же подготовить малыша к самым первым этапам взросления? Если вы надолго уходите в первый раз, пусть даже в супермаркет, самая большая ошибка: стараться "проскочить незаметно". Мол, заиграется – и не заметит, что остался один. Во-первых, если ребенок неожиданно обнаружит вашу "пропажу", он способен на самые неожиданные со взрослой точки зрения поступки: открыть дверь и побежать на улицу – искать маму. Или в одноэтажном доме пытаться вылезти в окно. Во-вторых, шок от такого "открытия" скажется в будущем – и ребенок не захочет самостоятельности, будет боятся оставаться в одиночестве, пугаться темноты (из-за общего повышения тревожности). В-третьих, квартира – не абсолютно спокойное место, это не сейф для хранения малыша, поэтому оставить его вы можете только как маленького человека, уже готового минимально позаботиться о себе, знакомого с правилами безопасности.
Обязательно оставьте телефоны ваш, родственников, друзей семьи – покажите, как пользоваться мобильным и пусть он побудет у ребенка (номер надо продублировать еще и письменно на всякий случай – вдруг телефон отключится). В крайнем случае напишите номер на карточку и положите рядом с домашним телефоном. Несколько номеров предпочтительнее - на случай, если ребенок не сможет дозвониться вам.
В воров и пожар – играемся с 3 лет
Знать, как себя вести в случае пожара, острого недомогания или если в дверь ломятся посторонние, ребенок должен уже "назубок". Таким вещам лучше обучать в игровой форме, разыгрывая сценки с игрушками с самого раннего детства, уже с 3 лет. Кстати, телефоны пожарной, скорой, милиции тоже надо оставить. Для ребенка 6-7 лет рядом с номером "101" лучше нарисовать пламя, "102"-- красный крест, "103" - светофор.
Уходя, не забудьте закрыть окна (если вы на первом этаже – еще и завесьте их, чтобы не заглядывали посторонние). Полезно сделать специальные запоры, которые не сможет открыть малыш. Не забудьте убрать все колющие, режущие предметы,
которыми может пораниться ваш ребенок, спрятать спички и зажигалки. Если уже темнеет, лучше не экономить на электричестве в такой ситуации – включите заранее свет в комнатах, где будет находится ребенок, чтобы ему было психологически комфортнее.
Предупредите, когда вы вернетесь, оставьте на видном месте часы. Так ребенку будет намного спокойнее. И в первый раз ни в коем случае не обманите его ожидание. Задержка даже на "королевские" 15 мин станет тяжелым испытанием, если малыш напряжен.
Чтобы время не тянулось так долго, лучше всего заранее подготовьте сюрприз – новую игру из тех, которые нравятся ребенку, увлекательную книгу. Пусть привыкает к мысли, что уединение может быть радостным.