Профессиональное состязание, интересное только самим педагогам, возможность для них получить звание и грамоту – так обычно воспринимается "Учитель года". Нередко школьники последними узнают, что классный руководитель участвует в конкурсе, пишет множество "правильных бумаг" о якобы внедряемых новшествах. Разве что "загонят" на открытые уроки, куда приедут незнакомые "зрители". Скучную обязаловку в этом году в Минобразования решили превратить чуть ли не в современное шоу. По словам замминистра образования Павла Полянского, сегодняшний формат себя исчерпал, в справедливость присвоения званий люди не верят, а само мероприятие страдает "бюрократизацией и формализмом в подготовке материалов".
Между тем, аналогичные конкурсы в Германии, Болгарии, Норвегии, Финляндии имеют коммерческую направленность: это бесплатная реклама учителей, их авторских методик. Обычно победителей берут на более высокооплачиваемые вакансии, а частные педагоги смело повышают ставки за свои уроки. Младшеклассники любят "меряться учителями" - они хвастают их успехами и гордятся, если те попадают на телевидение, став победителями.
Финальный тур конкурса и в Украине отныне будут показывать по телевидению. Но и на предыдущих этапах схватку конкурсантов сделают "прозрачной". До того, чтобы школьники "лайкали" конкурсантов, дело пока не дошло. Но кандидатуры на конкурс на первом этапе будут отбирать не только коллеги, но и общественные организации, в том числе родительские. В интернете разместят видеоматериалы о всех этапах конкурса, уроки учителей, претендующих на звание "лучшего". Реакцию на них "широких масс" тоже будут учитывать. Оценивать будут даже блоги, которые ведут учителя! Современный педагог просто не может отсутствовать в интернете.
- Конечно, приятно поболеть за любимого педагога, - говорит киевская десятиклассница Жанна Чернега, - Есть такие, современные и харизматичные, у которых даже "фанаты" среди школьников могут быть. Но думаю, найдутся и школьники, которые с радостью "затроллят" в интернете учителя, с которым хотят свести счеты…
Жюри впервые решили сформировать не из чиновников и методистов, а из самих же авторитетных учителей.