22 декабря
Загрузить еще

Почему ребенок не привыкает к детсаду

Почему ребенок не привыкает к детсаду
Фото: Фото: УНИАН

Кто не видел упирающегося ребенка, которого силком тащат в детсадик?  Но вина и сострадание захлестывают, если речь идет о собственном малыше. В октябре уже немало мам и пап услышали от воспитателей намек: заберите чадо, оно – "недетсадовское". По мнению детского психолога Анны Саенко, не стоит спешить с этим – сотрудникам дошкольных заведений просто выгоднее уменьшить группы, чем искать подход к новичкам. Лучше родителям вооружиться знаниями по психологии – и подобрать способ "примирить ребенка и детсад"

Легко "продвинутым" и неблагополучным

Какие дети тяжелее адаптируются в дошкольных заведениях? Это изучали американские психологи, попутно выясняя, как влияет на активность малышей ясельного возраста поведение их матерей. Оказалось, недолюбленные и заброшенные дети  легко привыкают к детсадикам, хоть это и не говорит о их благополучии. Просто в неблагополучных семьях матери обычно игнорировали плач и лепет малышей, никогда не уделяли им достаточно внимания,. Поэтому они привыкли полагаться на себя и в незнакомой обстановке  не реагировали на присутствие или отсутствие родителей. Был бы взрослый рядом и игрушки  – и ладно.  

Самые смелые карапузы - у заботливых и ласковых матерей, которые умеют успокаивать и подбадривать. В незнакомом месте такие малыши с интересом изучали игрушки, спокойно реагировали, если мать выходила за двери, а когда возвращалась, радостно бежали к ней. Так что хорошо в приличном дошкольном заведении будет и тем детям, которых правильно воспитывали, и тем, которых вообще игнорировали.

Ребенок плачет? Валерьянку надо пить маме

А кого же тогда можно назвать "недетсадовскими"?  Во время исследования были дети, которые в незнакомой обстановке ничем не интересовались, не отходили ни на шаг от матери, а если она выходила из помещения – плакали. Как оказалось, это дети тревожных женщин, у которых часто меняется настроение. То ласковые, то раздражительные матери воспитывают зависимых от них, робких малышей. Таким детям кажется, что родители, оставив где-то, могут и не вернуться за ними. Или – что увидев малышей играющими без них, могут и разозлиться. Так маленький ребенок, почти не осознавая, что он делает, "хранит верность" маме, и от этого впадает в тоску, в плач, от которого ничем не отвлечь.  

Так что первый совет, если ребенок не "приживается",  задуматься о собственной нервной системе. Возможно, именно сейчас в жизни присутствует какой-то острый стресс или сам факт, что ребенка надо отдать в детсад, вас чрезмерно беспокоит. Постарайтесь привести себя в норму, используя многочисленные рекомендации по снятию стресса. 

Второй шаг – обратить внимание на компетентность воспитательницы. Если она не кажется агрессивной или неадекватной, ребенок элементарно может "не сойтись характерами". Даже трехлетку уже может пугать или раздражать определенный тип характера.  Правда, если воспитатель - настоящий профессионал, она найдет подход к ребенку, если же нет – лучше перевести в другую группу.   

Превращаем дом в филиал детсада

Если с первым и вторым пунктом все в порядке, остается разобраться, что в характере самого ребенка "сопротивляется" новому занятию. Рассмотрим два крайних варианта.

Первый – ребенок спокоен, даже застенчив, дома способен долго играть в одиночестве. В детсадике он ведет себя тихо, но проблемы могут проявиться в виде частых простуд, сниженного аппетита, утренних истерик. Сверстники его мало интересуют, а воспитателей ребенок побаивается (например, стесняется попроситься в туалет или отказаться от нелюбимого блюда, просто горько плачет). Возможно, ваш ребенок – интроверт, которого настораживает все новое, даже приятные сюрпризы – скажем, незнакомые игрушки.

Если ваш малыш именно такой, надо приложить усилия, чтобы детсад стал вторым домом, группа и воспитательница - частью привычной жизни. Иначе ребенок будет страдать. Давайте ему с собой не только игрушки, но и любимую посуду. Можно принести привычное постельное белье, горшок. Приводите малыша утром пораньше, чтобы он мог спокойно, без других детей, осмотреться. Учите общаться с другими детьми: подходить к ним, предлагать игры.

Дом на время должен стать "филиалом детсада". Переведите ребенка даже в выходные на детсадовский режим: ранний подъем, дневной сон. Если дите – копуша, научите его быстрее одеваться, собирать игрушки. Но не торопите, не подгоняйте, а лучше поиграйте в быстрых пожарников или чемпионов. 

Если ухищрения не помогают, договоритесь  приводить ребенка на несколько часов, постепенно увеличивая время.

Читайте не нотации, а сказки 

Второй вариант – ребенок общительный, шумный, непоседа, испытывающий потребность в новых впечатлениях. Малыш-экстраверт может страдать только там, где он скучает. Хорошо бы такого ребенка отдать дошкольное заведение в 3-4 годика, когда максимально развит интерес к играм с одногодками. Пятилетним  детсад может показаться скучным и "малышковым". Главное для такого ребенка – чтобы программа занятий была немного "на вырост". Если учить буквы для него – любопытная новинка, все в порядке. Если же занятия – пройденный этап (даже если вместо знаний – услышанное "по верхам"), лучше отдавать в частный детсад с интересной программой (если финансы позволяют), водить на "развивалки" или соединить полдня в классическом детсадике с посещением развивающих центров. 

Особый случай – когда ребенок не просто активный, а гиперактивный. Скучать он начинает сразу же, только его пытаются задержать на месте, а с усидчивостью  – проблемы. Он начинает капризничать, шалить, мешать другим. Некоторые маленькие экстраверты даже питаются на бегу, чего не потерпят в садике. А самым тяжелым испытанием для них, пожалуй, станет "тихий час".

Впечатления и переутомление первых детсадовских дней могут сделать малышей еще подвижнее и неугомоннее. Маленьким экстравертам в новой обстановке надо "выхлестнуть" свою энергию. Помогите малышу успокоиться, ведь ругань и одергивания взвинтят его еще сильнее. Хороший вариант – выслушать рассказ о прошедшем дне. Возможно, это будет долго, сбивчиво и взахлеб – проявите терпение и интерес. В первое время в детсадике введите "обнимашки" по вечерам. Не пытайтесь развлекать скучающего ребенка после детсада и в выходные компьютерными играми, мультиками, новыми впечатлениями. Наоборот, введите режим ограничений до тех пор, пока он не привыкнет к детсаду. Естественно, это не должно выглядеть как наказание. Но любые перегрузки для нервной системы ухудшат ситуацию с детсадом. Лучше выделите время и займитесь рисованием, настольными играми, почитайте перед сном. А в выходные - больше тихих прогулок на природе.  

 

 

Новости по теме: Дети