Почему человек с выдающимся способностями прозябает, а другой, не столь сообразительный, успешно делает карьеру? Главное сокровище успешного профессионала – чувства, а точнее – умение делать их разумными. О том, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать, рассказывает психолог Татьяна Рябунова.
Тесты теперь сдают на силу чувств
Помните, модным было определять "коэффициент умственных способностей" ( IQ)? Тесты предлагали детям, абитуриентам, претендентам на вакансии. Казалось, это простой способ выделить тех, кто способен к усиленной умственной деятельности. Однако исследования показали, что многие студенты с высокоразвитым интеллектом с годами становились посредственными сотрудниками. Да и в целом успешность в жизни IQ определяет всего-то на 25%. Вот тогда-то психологи начали искать, какие же еще факторы важны, задумавшись всерьез: "Если ты такой умный, почему такой бедный?".
Оказалось, все дело в чувствах. Около 20 лет назад американские психологи Линдсей Гарднер и Дэниел Големан ввели понятие "эмоциональный интеллект" или EQ – по аналогии с IQ. Но почему в названии "интеллект"? Разве не проще говорить об эмоциональной сфере? Дело в том, что речь не о разнообразии или силе чувств, а о том, как сделать их осознанными, "разумными". Эмоциональный интеллект включает способности: адекватно выражать чувства, понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, с их помощью строить отношения.
А ведь раньше эмоции противопоставляли разуму. Да и сейчас нередко психологи советуют избавиться от "накипи" чувств, чтобы ясно мыслить. Словосочетание "сильные эмоции" ассоциируется у большинства людей с негативом, "выходом из себя". Тем временем, по мнению психологов, чувства – словно волны во время серфинга: их надо "оседлать", чтобы получить пользу, если же прятаться – может накрыть с головой.
Серфингисты на волнах страстей
Одна из клиенток Татьяны Германовны с низким EQ пыталась разобраться, откуда "ноги растут" у проблем в личной и профессиональной жизни. в новые коллективы она вписывалась с трудом. Мужчины же, уходя, намекали, что чувства остыли, "с ней холодно".
На консультации выяснилось, что девушка вообще не может ответить на вопрос: "Что вы сейчас чувствуете?". Вместо этого – "Я подумала, я вспомнила". Мимика у нее невыразительная, жесты - скованные.
Работа началась с обучения "азбуке эмоций", мимическому их выражению. Как оказалось, клиентка не распознавала и чужие переживания. Например, большинству из нас свойственно спросить у озабоченного человека, случилось, утешить расстроенного, порадоваться вместе с тем, кто излучает позитив. Девушка же ни о чем не расспрашивала, не замечая "сигналов". И хотя никого не обижала, но и ничем не радовала.
В детстве ее воспитывали по принципу: важно поведение, а не переживания. Родители растят человека с низким эмоциональным интеллектом, если твердят: "Не важно, почему ты подрался или расплакался, ты не должен этого делать ни в каком случае". Или: "Не надо мне рассказывать обо всем, что было в школе, меня интересуют отметки". Также негативно влияет пример родителей, если у них "каменные лица" или, наоборот, "итальянские страсти", гнев и рыдания.
Азбуку выучить никогда не поздно
Освоить "азбуку эмоций" можно в любом возрасте: на тренингах, с помощью книг. Поможет изучение своих фотопортретов, упражнения перед зеркалом – может выясниться, что лицо не передает богатства испытываемых вами эмоций или делает это с искажениями. Кто же поймет человека, если он выглядит рассерженным, хотя на самом деле грустит? Только после освоения всей палитры эмоций можно развивать самоконтроль.
Просто подавлять негативные переживания опасно: накопленная боль может превратиться в хронические заболевания. Не можем мы избежать и возникновения чувств, ведь так устроен мозг: любая информация воспринимается эмоционально – пугает, радует, огорчает. А вот как реагировать на это – наш выбор. Накапливаясь, переживания могут "прорвать". Так что суть в том, чтобы замечать эмоции пораньше и давать себе разрядку. Кто-то выливает гнев в спортзале, другой в грусти утешает себя покупками, еще кому-то надо выговориться.
Усилия по развитию эмоционального интеллекта не проходят даром: по научному, образуются нейронные связи между рациональным и эмоциональным центрами мозга. То есть мышление тоже меняется – становится более эффективным, творческим. Да и люди начинают тянуться, а жизнь расцветает красками…