22 декабря
Загрузить еще

Как заставить себя работать, когда не хочется

Как заставить себя работать, когда не хочется
Фото: Почему иногда так сложно взяться за дело? Фото: Thinkstock

Вы можете активно поработать всего-то 25 минут, пока не зазвенит заведенный вами кухонный таймер? Вам нравится знать, что за день решено много задач? Большинство людей ответит утвердительно на этот вопрос, потому-то такой модной стала техника повышения работоспособности "Помидоро" (названа "в честь" кухонного таймера в виде томата).

Лишаем дела "девственности"

Почему иногда так сложно взяться за дело? Стараешься о нем не думать, откладываешь его на завтра, находишь любые другие занятия, лишь бы отодвинуть неприятный момент. При этом расслабиться тоже не удается – оно висит в сознании занесенным топором. Все это принято называть громоздким словом "прокрастинация". Но самое удивительное, когда время истекло и дело становится "горящим", погружаешься в него – и минут через 15 удивляешься: а что же тут страшного? Задача не такая уж гигантская, проходит час-другой – и все позади. Зачем же было столько мучаться?

Бывает, проблема, кажущаяся неприятной и сложной, решается за минуты. Все потому, что вы неверно ее оцениваете. Дела, которые мы склонны откладывать, обычно имеют хотя бы один из трех признаков: они на первый взгляд требуют много времени, мы не знаем точно, как их делать и они "девственны", то есть мы даже не притрагивались к ним. Бывает, задача кажется вполне "по зубам", но более срочные проблемы отодвигают ее на задний план. Вспомнив о ней через неделю, мы воспринимаем ее уже более негативно. В общем, чем больше дело остается совершенно нетронутым и не начатым, тем более сложным и неприятным оно нам кажется, тем сильнее желание этой работы избежать. Лучшая профилактика – все дела начинать, уделять им хотя бы 10 минут. Страх того, что выполнение какого-либо дела может длиться вечно, преодолевает методика "Помидоро".

"Хвосты" поменял на грамоты

Все чаще в кабинете у отечественных профессионалов можно найти таймеры. Конечно, отмерять 25 минут способен и мобильник, и компьютер. Но куда больший оптимизм внушает "томат", "яйцо" или "яблочко", которое неустанно крутится и приближает указатель к нулю, а значит – вас к желанному отдыху. Именно эта зримость и делает работу легче. "Помидоро" придумал итальянец Франческо Чирилло в 1992 году, в свои студенческие годы. Талантливый юноша считался неуспевающим и из-за неспособности заставить себя зубрить, уже был подан на отчисление. Чтобы как-то справиться с учебными проблемами, будущий изобретатель ставил над собой разные психологические эксперименты и обнаружил, что можно работать намного быстрее и эффективнее, если нет необходимости "грызть гранит" "без конца и без края", вместо этого – маленькие 25-минутные учебные блоки. Приятно оказалось и вычеркивать оконченное дело, осознавая, что за день набегает 14-18 успешно решенных задач. Теперь все планы он сразу записывал в "помидорах". Например, помидор для беглого ознакомления с лекцией, два помидора – детальное изучение одной главы. На своем примере Франческо доказал, что эта система эффективна. Ведь он не только "подтянул хвосты", но и закончил университет с красным дипломом, удостоившись рукопожатия премьер-министра Италии и грамоту за выдающиеся учебные знания.

Если время кажется врагом

Каковы же правила "помидорной техники"? Список дел ведете в помидорах. Если задача велика, сразу же разбиваете ее на отрезки, для которых достаточно 25 мин. Заводите таймер и работает, пока он не прозвонит. Вычеркиваете сделанное дело. Отдыхаете 5-10 минут. После двух часов работы делайте более длительные перерывы15-30 минут. "Помидоры" нельзя делить на части.  Если 25-минутный цикл был прерван, он считается никогда не начинавшимся и задачу нельзя вычеркнуть: ставьте таймер и заново занимайтесь нею.

Рекомендуется также собирать в 25 минут несколько мелких задач: звонков, дел по дому и т.д. В перерывах лучше выполнять нечто противоположное: при умственной нагрузке – физическая, бытовая работа, прогулка и т.д. Главное — перестать думать о том, что вы только что делали. На длительные перерывы продумайте приятное времяпровождение, маленькое удовольствие (пусть оно не принято, как, например, ванна среди дня или просмотр "четвертинки" фильма, продолжение которого ждет вас после нового рабочего цикла).

"Для многих людей время является врагом, - считает Чирилло. - Тревога может быть вызвана самим "тиканьем часов". Если часы показывают все больше упущенных минут, то таймер – сколько осталось до счастливого "нолика".

Этот нехитрый способ позволяет сосредоточиться и решить задачу быстрее, чем обычно. Ведь обычно мы отвлекаемся на звонки, разговоры и другие дела намного чаще, чем 25 минут! Ритмичность, чередование "рывка" и отдыха" помогают не перегружаться. К тому же, вы привыкаете рассчитывать, сколько времени тратится на то или иное дело.