Загрузить еще

Первым делом - самолеты

Первым делом - самолеты
Фото: Ярослав Янчак более полусотни лет собирает все, что связано с авиацией. Фото: Ольга КУХАРУК

Вся жизнь связана с небом

"Боинги", аэробусы, ИЛы, АНы, "Туполевы" стоят на полках сервантов. Есть тут и с десяток истребителей МиГ и вертолетов от МиГ-1 до МиГ-28 и от Ка-10 до Ка-52. Модели представляют историю авиации начиная с 1910 года до сегодня. Тут красуются и совсем миниатюрные макеты, а есть и полуметровые воздушные суда. 

Владелец коллекции Ярослав Янчак любовно смахивает невидимую пыль с мини-истребителя МиГ-29, показывает несколько десятков коробок, в которых хранятся еще не собранные модели. 

- Началось мое увлечение, когда отец подарил мне, 14-летнему школьнику, первую модель самолета, - рассказал "Комсомолке" Ярослав Янчак. - Это был макет пассажирского самолета Ту-104, изготовленный в ГДР. К слову, он у меня до сих пор есть. Вот с этой первой модели я и "заболел" авиацией. Вся моя жизнь связана с небом. Я много лет проработал специалистом в области авиации, а сейчас руковожу музеем при Львовском государственном авиаремонтном заводе. И все это время, на протяжении полувека, я собирал и продолжаю собирать макеты всевозможных воздушных судов. Хотите и себе такую коллекцию? 

Ярослав Янчак дает советы, с чего следует начинать.

В доме у пенсионера все полки сервантов и шкафов заставлены авиамоделями. Фото: Ольга КУХАРУК

Шаг первый: изучение истории

Прежде чем приступить к сбору очередной модели, Ярослав Янчак до мелочей изучает историю того или иного самолета. На помощь ему приходит специализированная литература. Например, в книге "История военной авиации. От первых летательных аппаратов до реактивных самолетов" авторства Олега Хлопотова можно прочесть историю развития авиационной отрасли. Книга содержит много фотоиллюстраций, рисунков, схем.

А в справочнике "Пассажирские самолеты мира" авторства В. Беляева кратко расписаны основные данные о современных пассажирских воздушных судах, характеристики и их история.

Сам Ярослав Янчак - автор пяти книг и более пяти сотен публикаций по истории авиации. В его доме в огромных шкафах хранятся документы, фотоснимки по авиации. 

Из периодики Ярослав Ярославович рекомендует два издания об авиации - "Крила України" и "Авиация и время", в которых всегда можно найти необходимую информацию об истории и современности авиационной отрасли страны, схемы и рисунки самолетов, истребителей, бомбардировщиков.

Шаг второй: покупка моделей 

В советское время приобрести набор с необходимыми деталями для сборки макета самолета, истребителя или бомбардировщика было непросто. Коллекционеры выменивали интересные модели друг у друга, покупали за большие деньги, заказывали у знакомых, которые ехали за рубеж. Сейчас же такие наборы можно купить практически в любом магазине.

Правда, коллекционирование макетов "воздушных судов" - удовольствие не из дешевых. Стоимость их - от 50 гривен до нескольких сотен долларов. Бывалые коллекционеры советуют обратить внимание на "игрушки" таких украинских фирм, как "Роден", ICM, A-model, "Кондор-Тернопіль". Из зарубежных это английская FROG, американские Revell, Heller и другие. Информацию об авиамоделях можно прочитать в каталогах этих же фирм. 

Шаг третий: сборка и покраска

Узнав историю самолета или истребителя и подобрав все нужные детали, можно приступать к сборке модели. В этом деле главное не торопиться и работать очень аккуратно, так как все детали - миниатюрные, бывают размером с зернышко. 

Для того чтобы аккуратно сложить модель истребителя или самолета, начинающему мастеру необходимы некоторые инструменты. Специальные щипцы, пинцеты и кисточки потянут на сотню-другую гривен.

На сборку одной модели уйдет от 5 до 10 дней. Потом макет нужно покрасить. Для аккуратной покраски лучше всего приобрести аэрограф, стоимость которого - от 300 грн. Правда, он работает с помощью компрессора, за который следует выложить еще около 700 грн. 

На сборку, покраску и сушку модели уходит от одной до двух недель. Когда аккуратно собранный макет готов, можно хоть на выставку. К слову, некоторые экземпляры коллекции Ярослава Янчака частенько выставляли и во Львове, и в других городах Украины. 

В коллекции Ярослава Янчака представлены и совсем миниатюрные макеты, и такие, размах крыльев которых достигает полуметра. Фото: Ольга КУХАРУК

На заметку

Во Львове с 1983 года существует Галицкое авиационное историко-техническое общество. Эта организация, в рядах которой числятся около сотни участников, является центром авиации и космонавтики в регионе, а также своеобразным клубом по интересам. Например, в рамках общества уже много лет существует аэрокосмический молодежный кружок. Участники общаются между собой, делятся информацией об авиамоделировании, помогают советом в собрании того или иного макета. 

КСТАТИ

Есть в коллекции у Ярослава Янчака тот самый истребитель Су-27, который стал причиной Скниловской трагедии в 2002 году.

- Мы с сыном тогда были на Скнилове, - вспоминает коллекционер. - Помню, были на стоянке выставочной авиатехники, но когда раздался взрыв, уши аж заложило. Потом крик, слезы, люди бегут. До сих пор тяжело вспоминать, этот шум в ушах стоит. После трагедии у меня начались серьезные проблемы со здоровьем. Однако этот страшный случай не отбил у меня любовь к авиации. 

Чуть позже собрал модель этого самого Су-27, который стоит у меня теперь в серванте и напоминает о том страшном дне. А ведь этот истребитель был наиболее высокотехнологичный во всем мире.

Новости по теме: Новости Львова хобби самолет