Высшее образование в Украине уже начали перестраивать по-новому, но в Минобразования считают, что эти перемены бессмысленны, если не будет реформ среднего и профтехобразования. Как сообщил министр образования Украины Сергея Квита, профессионально-техническое образование в нашей стране будут усовершенствовать по голландской модели. Например, отношение в этой стране далеко от презрения к "пэтэушникам": премьер-министр Королевства Нидерландов преподает в ПТУ в Гааге, и это считается престижным как для учебного заведения, так и для политика.
В Нидерландах отношение к высшему образованию трепетное, как к ценности, получить которую довольно сложно. Только один из пяти жителей этой страны заканчивал университет. Поэтому родители готовят детей к тому, чтобы освоить хорошую прикладную профессию. В вузы планируют поступать или самые одаренные, или уже взрослые поработавшие люди.
А вот в Украине наоборот: почти 40% населения имеет высшее образование. ПТУ по умолчанию – для тех, кто не поступил в "вышки". Поменять это соотношения собираются и в нашей стране, особенно в свете заявления о том, что количество вузов будут значительно сокращать.
В "голландской модели" разработано несколько уровней профтехнического образования. Во-первых, длительное практическое обучение – для тех, кому совсем не дается теория, поэтому осваивают учащиеся низкоквалифицированные работы. Во-вторых, аналоги наших училищ, в которых осваивается современная специальность (сфера услуг, автосервис, коммерция, социальная работа). Многие профессии, которые у нас получают в вузах, там отнесены к уровню профтехобразования. Кстати, чтобы успешно поступить в такое среднее специальное заведение, азы профессии надо освоить еще в старших классах. Само профессионально-техническое обучение делится на интенсивы, выпускающие помощников специалистов, основное, а также с углубленное теорией и предметами по управлению персоналом – для будущих менеджеров среднего звена. Именно такая разветвленность позволяет удовлетворить запросы разных абитуриентов и делает ПТУ основными учебными заведениями в "стране мастеров".
В Минобразования пока о конкретных новшествах не рассказывают, но подтверждают, что речь идет об изменении имиджа профтехобразования и создании разноуровневой системы обучения.