21 ноября
Загрузить еще

Бумажных дел мастер

Бумажных дел мастер
Фото: В коллекции Владимира Крисы уже около двадцати бумажных поездов и памятников архитектуры. Фото: Личный архив Владимира Крисы

Полсотни листов на храм Гауди

В доме у мастера бумажные творения занимают почти всю комнату. На полках серванта и на столе ровными рядами красуются с десяток отечественных поездов, "высотка" вокзала с трезубцем на шпиле, разноцветные купола московского собора Василия Блаженного, шпили Кельнского собора, "диснеевский" замок Нойшванштайн и многое другое. Два десятка произведений сделаны из обычной офисной бумаги формата А4, А3 и клея ПВА.

А началось все в 2010 году, когда Владимир Криса, гуляя по просторам интернета, случайно наткнулся на так называемую выкройку мини-локомотива. И решил попробовать смастерить бумажный поезд.

- Эта выкройка выглядела, как схема поезда, с деталями и указанием мест, где надо что-то обрезать, вырезать или склеить, - рассказал "Комсомолке" Владимир. - Через несколько часов миниатюрная бумажная модель локомотива была готова. А я решил, что нужен еще и вокзал. Сделал его уже самостоятельно, по подобию известной сталинской высотки в Москве. Правда, на шпиль вместо звезды установил трезубец.

Один из самых сложных и интересных экземпляров - мини-копия храма Святого Семейства великого архитектора Гауди. Фото: Личный архив Владимира Крисы

После "первой пробы пера" Владимир буквально заболел бумажной архитектурой. Сначала искал трафареты в интернете. А со временем начал и сам делать выкройки. Причем с ходу "замахнулся" на Эйфелеву башню. Выяснил размеры, перевел все в миниатюру и занялся "строительством" бумажной мини-копии.

- В такой работе и математика, и геометрия присутствуют, и немного архитектуры, - улыбается мастер. - Ну и главное - усидчивость и аккуратность. А прежде чем приступить к проектированию модели, я досконально изучаю историю здания. После Эйфелевой башни я сделал макеты Кельнского собора и храма Святого Семейства в Барселоне архитектора Гауди. К слову, это одни из самых сложных моих работ, так как эти соборы состоят из множества мелких деталей. На эти модели я потратил больше всего листов - по 50 штук на каждую.

Жемчужина коллекции - мини-копия Парафиального костела, который до 1954 года стоял в центре Тернополя. Фото: Личный архив Владимира Крисы

Меньше оригинала в сто раз

Жемчужиной своей бумажной коллекции Владимир Криса считает Парафиальный костел Тернополя. Храм был построен в самом центре города в далеком 1908 году известным архитектором Теодором Талёвским, тем самым, который создал известный костел Ольги и Елизаветы (Эльжбеты) во Львове. К сожалению, тернопольский собор власти признали аварийным в 1954 году и снесли, а через пару лет на его месте построили центральный универмаг. До сих пор местные старожилы горюют, что тогда не уберегли уникальной красоты храм.

- Случайно увидел архивные фото костела и загорелся создать его мини-копию из бумаги, - продолжает мастер. - Ваял долгих пять месяцев в свободное от работы время, изучая множество архивных документов, детально рассматривая фотографии тех времен. Сам макет храма состоит более чем из тысячи деталей. Каждую я проектировал и расписывал сам с помощью специальной компьютерной программы, после чего распечатывал на бумаге и вырезал. Мой бумажный костел меньше оригинала в сто раз. Высота башни его в реальности достигала около 69 метров, а у меня - 69 сантиметров. И, представьте себе, листы для работы я покупал в том самом центральном универмаге, на месте которого некогда стоял костел! 

На создание Кельнского собора "ушло" полсотни листов формата А4. Фото: Личный архив Владимира Крисы

А еще Владимир подсветил бумажный храм, внутри установил маленькие колонки, из которых звучит орган. Мини-копия Парафиального костела уже увидела свет: в Тернополе и в нескольких городах области состоялись выставки, посвященные этому разрушенному памятнику архитектуры.

Новости по теме: Новости Львова хобби