После нового закона о высшем образовании логично ожидать реформ средней школы. Длительное начальное образование - возможное новшество, которое сейчас активно обсуждают в Минобразования.
Увеличить начальную школу до 6 классов - не блажь, а ориентация на европейское образование. Во-первых, дети должны мягко адаптироваться. Во-вторых, это удобнее: шесть лет под крылом одного педагога.
Младшие классы станут двухступенчатыми. 1-3 классы - акцент на навыки, а не знания: умения читать, писать, считать, которые в игровой форме, медленно совершенствуются.
С 9 лет, в 4-6 классах, детям собираются прицельно преподавать базовые предметы: языки, математика, история Украины, природоведение. Школьники занимаются в "родном" кабинете, лишь по некоторым предметам, требующим специализации (скажем, английский язык), приглашают других учителей.
Плюсы: такое обучение более щадящее, позволяет всем детям, вне зависимости от их интеллектуальных способностей и наклонностей, освоить базовые навыки грамотного человека. Ведь сегодня родители хватаются за голову: малыш должен сдавать норматив по чтению, а он запинается, проговаривая текст по слогам, и начинает ненавидеть книги. Да и чистописание давно заброшено из-за той интенсивной программы, которая была у детей в последние годы: в итоге у многих почерк корявый и нечитаемый.
Минусы: переходить на такую схему обучения можно, если учителями начальной школы станут настоящие профессионалы - образованные, разноплановые, чуткие к детским потребностям. В наших условиях вместо мягкой адаптации ученики могут оказаться на 6 лет заложниками какой-то "Марьи Ивановны", которая плохо знает родной язык, еще хуже - математику, зато прекрасно умеет держать детей в страхе. Дело не в отсутствии учителей по призванию, а в зарплатах. Сфера образования, по данным Госкомстата, находится в пятерке самых низкооплачиваемых в Украине. И в младших классах учителя получают меньше всех. Вот в соседней Польше, где как раз введена шестилетняя начальная школа, оплата труда педагогов в три раза выше, чем в нашей стране. Так что типичная "учительница первая моя" - пенсионерка или вчерашняя выпускница педвуза (колледжа), причем не самая успешная. Остальные - в частных школах.