Многие выдающиеся ученые и писатели в школе считались выдающимися бездарями. За примерами далеко ходить не надо. Автор "Вишневого сада" Антон Чехов поначалу заработал репутацию отпетого двоечника. В третьем классе он не смог сдать арифметику и географию. А в пятом получил неуд по греческому. Правда, надо добавить, что до шестого класса Антон Павлович учился в греческой школе. В этом специфическом учебном заведении на пять классов (они помещались в одной большой комнате) был один учитель, который очень плохо говорил по-русски. Затем Антошу перевели в классическую гимназию. Учитель словесности Мальцев выше тройки Чехову за сочинения не ставил. Это не помешало увлеченному театром Антону Павловичу стать последним классиком русской литературы.
Величайшего изобретателя всех времен и народов Томаса Эдисона школьные учителя считали умственно отсталым. Он продержался в первом классе четыре месяца, затем затюканного ребенка мать забрала из школы и сама занималась его образованием. Впоследствии человек, которого отторгла школьная система, изобрел фонограф (предшественника всех звукозаписывающих устройств), лампу накаливания, усовершенствовал телефон и телеграф.
Создатель романа "Война и мир" Лев Толстой в школу не ходил, он получал образование под руководством гувернеров. Однако при поступлении на философский факультет Казанского университета гигант мысли получил двойку по географии. Попечитель учебного округа и друг семьи Мусин-Пушкин на экзамене попытался выручить Левушку и задал простой дополнительный вопрос: "Назовите приморские города Франции". Граф не смог ответить. К счастью, благодаря хлопотам родственников ректор Лобачевский (тот самый математик) разрешил пересдать предмет. Учеба графа не слишком увлекала. Первокурсник Толстой отбывал наказание в университетском карцере за прогулы лекций. А на первой же сессии не смог сдать российскую историю и немецкий язык. Второй курс Лев Николаевич не стал заканчивать и уехал в деревню самосовершенствоваться.
Отец космонавтики Константин Циолковский не смог окончить даже начальную школу. В детстве Костя переболел скарлатиной и частично потерял слух. Проблемы с успеваемостью начались с первого класса мужской гимназии Вятки. Мальчик почти ничего не понимал из того, что бубнили себе под нос учителя. Во втором классе его оставили на второй год. А после третьего отчислили из гимназии. Больше знаменитый ученый с мировым именем нигде не учился и занимался только самообразованием...
Гениального автора теории относительности Альберта Эйнштейна считали тупым ребенком. Он очень поздно заговорил, был букой, чурался сверстников. "Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет", - сказал ему учитель гимназиума в Мюнхене. Профессор физики (!) в федеральном высшем политехническом училище в Цюрихе говорил, что у него достаточно усердия и доброй воли, но не хватает способностей. И ничего, Эйнштейн написал тридцать страничек своей великой теории, перевернувшей мир.
Основатель Microsoft Билл Гейтс в детстве был настоящим кошмаром для учителей. Благодаря обеспеченным родителям он имел возможность учиться в самой привилегированной школе Сиэтла. Но идиотские выходки Гейтса так бесили окружающих, что отчаявшиеся мама с папой обращались за помощью к психиатрам... Чтобы хоть как-то стимулировать сына, родители пообещали ему платить по 25 центов за каждую пятерку. Они осознали, что эксперимент провалился, когда подсчитали: за год Билли заработал всего 5 долларов. Все изменилось, когда в школе появился первый компьютер... По иронии судьбы этот двоечник затем долгие годы удерживал титул самого богатого человека планеты.
Поэтому если с началом учебного года вы обнаружили, что ваше чадо не оправдывает возложенных на него надежд, не убивайтесь. Возможно, ребенок просто ищет себя.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Cреди отличников очень часто встречаются неудачники
- Действительно, очень часто в систему общего образования, которая требует от детей послушания и повиновения, не вписываются ребята с лидерскими качествами, творческие личности, обладающие сильным характером, - считает психолог, кандидат социологических наук Анетта Орлова. - Если к таким детям нет индивидуального подхода, их часто записывают в отстающие. При этом они, как правило, очень увлекающиеся личности.
Что же касается способности двоечников добиваться успеха в жизни...
Есть сферы деятельности, где шансов у них практически нет. Например, в финансовой сфере, потому что здесь требуется скрупулезное соблюдение правил и специальные знания. Но там, где успех приносит не следование правилам, а умение сломать стереотипы, посмотреть на проблему под неожиданным углом, там бывшие двоечники могут добиваться выдающихся результатов. В первую очередь это касается изобретательства, бизнеса и творчества.
И наоборот, среди отличников очень часто встречаются неудачники. В школе они привыкли быть первыми, их всегда ставят в пример. Но нередко, сталкиваясь с сопротивлением, к которому они не привыкли, отличники пасуют и сходят с дистанции. Среди двоечников много людей, которые преобразовывают мир. Неудивительно, что они не вписываются в средний уровень. Таких "революционеров" было бы больше, если бы у них не формировали комплекс учеников второго сорта. Так что если ваш ребенок плохо учится, особенно в начальных классах, это не говорит о том, что он неталантлив.
КСТАТИ
Кто умнее: мальчики или девочки?
Ученые объяснили, почему барышни чаще учатся на отлично, а Нобелевские премии достаются в основном представителям сильного пола.
Исследователи из Эдинбургского университета не побоялись гнева феминисток и опубликовали работу, которая доказывает: умных мужчин больше, чем умных женщин. Для чистоты эксперимента, чтобы исключить влияние таких факторов, как образование, воспитание и социальная среда, ученые сравнивали интеллектуальный уровень братьев и сестер. Исследование охватывало более тысячи семей. Испытуемым предлагались тесты по информатике, математике и языку. Женщины показали в основном средние баллы. У мужчин же наблюдался сильный разброс: гигантов мысли среди них было больше, однако и количество тупиц оказалось выше, чем среди женщин.
Научный руководитель исследования профессор Тимоти Бейтс считает, что различия между сильным и слабым полом заложены самой природой. Гарантированное выживание вида в дикой природе обеспечивает стабильная популяция самок. Гибель значительного числа самцов практически не отразится на уровне воспроизведения потомства. В то время как гибель большого количества самок заметно снизит шансы на сохранение популяции. Этим и определяются особенности интеллектуального развития у мужчин и женщин.
Программа поведения слабого пола ориентирована на гарантированное выживание. Соответственно они менее склонны к рискованным экспериментам, предпочитая традиционные, проверенные временем решения. Их идеал - это золотая середина. А вот особям мужского пола в гораздо большей степени свойственно исследовательское поведение. Миллионы лет назад наш сообразительный предок, который с риском для жизни разведал, где в лесу растут самые спелые бананы, становился значительно привлекательнее для самочек. Правда, у этого хвостатого героя резко возрастали шансы попасть в лапы хищника.
Так в ходе эволюции мальчикам передавалась способность быстро соображать в сложных ситуациях, склонность к рискованным авантюрам и нетрадиционным решениям. А девочкам прививалась предрасположенность следовать установленным канонам и правилам, не искать новых решений, а выбирать из уже опробованных готовых... Чего греха таить, современное среднее образование заточено больше под женскую стратегию поведения.