7 ноября
Загрузить еще

Советы психологов: как юным переселенцам адаптироваться в новой школе

Советы психологов: как юным переселенцам адаптироваться в новой школе
Фото: На детей навалился тяжкий психологический груз. Им надо помочь справиться с бедой. Фото: thinkstockphotos

Не сделать изгоями

Для тех, кто сегодня ходит в школу, вряд ли слово "терпимость" покажется скучным и взрослым. Ведь многим ребятам из крупных городов придется находить общий язык с одноклассниками-новичками из Донбасса, часть которых - из семей, где совершенно иначе оценивают происходящее в стране. Еще сложнее самим детям переселенцев, у которых зачастую недетский груз переживаний: пережитое во время боевых действий, необходимость привыкать к новому месту жительства, дому, школе, а кроме всего - научиться общаться со сверстниками, развеяв предубеждения.  

- Обидные фразы уже сейчас можно услышать от школьников, поэтому взрослые должны позаботиться, чтобы не было навешивания ярлыков,  - рассказывает доктор медицинских наук, директор Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии Ирина Пинчук. - Педагоги и школьные психологи в ответе за то, чтобы эти ребята не стали изгоями. Чтобы смягчить ситуацию, уже снимают видеоролики о дружбе между школьниками, единстве, о мальчиках и девочках из зоны АТО. Эти материалы покажут детям. 

Есть идеи и по поводу специальной подготовки учителей, у которых в классе дети переселенцев, но пока такие программы не разработаны. 

Предотвратить самоубийства 

Акцент, по мнению эксперта, надо сделать на работе с подростками-переселенцами: со всеми должны позаниматься психологи. Но тем, кто потерял кого-то из близких, и тем, кто слышал взрывы, видел руины, прятался в подвале, - нужен разный уровень помощи. Сильный стресс у наиболее пострадавших детей оборачивается заиканием, энурезом. Для школьников это новый повод для комплексов и страх быть осмеянным одноклассниками. Важно, чтобы школьные психологи были в тесном, как никогда раньше, контакте со специалистами Минздрава: детей, которым нужна психотерапевтическая и медикаментозная помощь, надо вовремя перенаправить. Стоит задача распознавать симптомы депрессии, склонность к самоубийству. Психологическая травма может иметь страшные последствия, поэтому и родители, и педагоги, и психологи должны со вниманием отнестись к любым словам школьников из Донбасса о нежелании жить. Пусть это напоминает истерику, шантаж, обычное преувеличение - такие фразы могут оказаться завуалированным криком о помощи ребенка, который решается свести счеты с жизнью. 

Если даже психологическая травма не очень велика, подростки начинают вести себя, как дети на 2-5 лет младше. Учителя и родители должны понимать, что критиковать не стоит - лучше позволить восстанавливаться так, как ребенку удобнее.  

"Бог рассердился на меня - устроил АТО"

Лучшая помощь - попытаться максимально восстановить те условия, распорядок, которые были у ребенка до переезда. Педагогам полезно привлекать таких подростков для оказания помощи другим переселенцам. Занятость и благодарность других людей помогают выйти из стресса.

Нередко подросток испытывает чувство вины, которое логически объяснить невозможно. Скажем, один из ребят, родители которого обратились к психологам, 11-летний Алексей из Лисичанска признался: "Мне так хорошо жилось дома! Но я постоянно не слушался родителей, гулял на улице допоздна, курил тайком, учился плохо. Мама говорила, что я не ценю хорошее. Вот Бог рассердился на меня - и устроил АТО. И мы все потеряли".  

Если взрослые не помогут мальчику избавиться от таких мыслей, он не сможет полноценно учиться и общаться с новыми одноклассниками. Травмированные дети теряют аппетит и сон, у них пропадает вера в людей, во сне их продолжают преследовать события прошлого. 

Противостояние в классе

Можно предвидеть конфликты детей переселенцев и тех, кто служит в Нацгвардии, или, тем более, погибших. Однако, по мнению Ирины Яковлевны, такое противостояние лучше исключить заранее: позаботиться, чтобы эти ребята не попали в один класс. Если стычки происходят, школьные психологи должны поработать с каждым из ребят. Ведь агрессия в таком возрасте - не столько следствие разногласий, сколько реакция на собственную боль, с которой ребенок не умеет справиться. Если у него погиб отец, значит, школьник еще не смирился с потерей и горюет особенно остро. Если папа участвует в АТО, очевидно, по каким-то причинам тревога за него у ребенка зашкаливает. Также отличаются ситуации детей из Донбасса: одни сами пострадали от бомбежек, у кого-то погиб отец, воевавший на другой стороне, и он говорит совсем не о политике, ему просто важно хранить память о папе. Третьи дети повторяют то, что услышали дома. 

Учителя и школьные психологи обязаны работать еще и с родителями, ведь позиция ребенка, оценка ситуации обусловлены семьей. Для решения конфликтов и чтобы помочь адаптироваться новичку, важно привлекать близких.

По мнению эксперта, справиться с такой ситуацией можно, опираясь на опыт Майдана. Ведь и тогда были дети по обе стороны баррикад. Например, некоторые страны пригласили на оздоровление сыновей и дочек погибших "беркутовцев" и майдановцев. И они нашли общий язык. Детям проще найти путь к единству. 

КОМПЕТЕНТНО 

 

Психотерапевт Роксана ЯЩУК: "Я сама была 10-летней беженкой"

- Я сама все это пережила еще в 90-е годы прошлого века, когда о переселенцах вообще не говорили. Но в Азербайджане, Казахстане люди убивали друг друга, и многие семьи бросали все и бежали. Так же произошло и с моей семьей. Не было лагерей для беженцев. У нас не было денег и работы, поэтому питались топинамбуром. Я в 10 лет ходила в страшные морозы в одной курточке. Было сложно с восточной внешностью среди беленьких сверстников и учителей, не всегда адекватно реагировавших на меня, новичка. Но главное, чему меня учили родители и что хотелось бы донести до детей переселенцев: все начинается с вас самих. Самую неприятную ситуацию можно исправить, настроившись на активность и поддержку порядочных людей. Кого вы хотите видеть вокруг - с тем и сталкиваетесь. Верите, что вокруг - равнодушные и жестокие люди, насмешничающие сверстники? Так, увы, и происходит. Готовы рассмотреть в незнакомцах добрые качества, способны сами протянуть руку помощи - ваша жизнь наладится. Взаимная поддержка склеивает страну. 

В ТЕМУ

Учился по-русски. Теперь по-украински

Насколько успешно новички будут изучать школьные предметы на украинском языке? Это, по мнению психотерапевта Влады Силиной, - наименьшая проблема. Языки до 14 лет освоить гораздо легче, чем во взрослом состоянии. Хотя Донбасс более русскоязычный регион, но там все же изучают государственный язык. Дети легко адаптируются к обучению на украинском. Педагогам важно лишь не акцентировать внимание на недочетах или русизмах, позволить говорить, как ребята умеют, и тогда они сами наверстают упущенное. 

Кстати, из-за психологической травмы нередко ухудшается школьная успеваемость, а педагоги на новых местах еще не знают, на что реально способен ребенок. Стоит не делать поспешных выводов, а дать юным переселенцам время на адаптацию. Родителям же важно закрыть глаза на оценки, а сосредоточиться на том,  чтобы ребенок вписался в новую жизнь.