Государственные деньги на подготовку учебников - лакомый кусочек. В прошлом году, например, из бюджета собирались выделить 450 млн грн. на школьную литературу. Желающих "отхватить кусок пирога" много, а качественных учебников, от которых у детей не портится зрение и не теряется интерес к учебе, катастрофически мало. Как же организовать конкурсный отбор, чтобы финансирование доставалось лучшим авторам?
Минобразования дорабатывает новую схему. Теперь рукописи учебников не будут оценивать и ранжировать, а лишь отбракуют из поданных на рассмотрение текстов некачественные. По мнению замминистра Павла Полянского, заниматься этим должна независимая организация, состоящая из экспертов. Проверять будут соответствие школьной программе, доступность и последовательность изложения материала.
С особой тщательностью обещают исследовать, не вредны ли учебники для здоровья. Не секрет, что в некоторых старых учебниках объем материала, который необходимо выучить за раз, способен вызвать перегрузку даже у взрослого.
После "отсева" все остальные рукописи учебников получат грифы Минобразования и право попасть в школы. А вот как - уже следующий вопрос. Авторы смогут их напечатать за свой счет, разыскать спонсоров. Но, конечно, главный интерес - бюджетные деньги. Чтобы определить, кому в кого их вложить, в МОН собираются выкладывать все рукописи учебников с грифом на специально созданный электронный портал. Дальше - голосование. Самая рейтинговая рукопись будет напечатана за деньги из госказны.
Пока что споры вызывает важный момент: кто именно будет голосовать за учебник? Один из вариантов: педагоги и руководство учебных заведений. Второй: подключат еще и родителей школьников.
- Решать судьбу учебников должны предметники, - считает преподаватель математики Екатерина Пришляк. - Именно им работать с этой литературой. Они лучше всех знают, как "огрехи" авторов сказываются на результатах учеников. Могут оценить, не сложен ли язык для ребят из их классов.
- Заказчики образовательных услуг - родители, - напоминает киевлянка, мать 13-летней школьницы Людмила Нинбург. - Мы тоже должны влиять на то, по каким учебникам будут учить наших детей. Прозрачность может стать показушной, если издательства начнут "прикармливать" учителей. Пока что педагоги, которые получают копейки, способны закрыть глаза на качество, если будут лично материально заинтересованы в победе определенного автора. А вот папы и мамы не продадут интересы детей.