На мировом рынке какао наступил очередной дефицит. Его основной причиной стал растущий спрос со стороны зарождающегося среднего класса в Индии, Китае и России. По данным издания Financial Times потребление шоколада в этих странах увеличивается темпами существенно выше 10% в год. Издание приводит цифры: в целом в Азии за последние пять лет спрос на шоколад вырос на 29%, а в Европе – снизился на 1%. При этом увеличение производства какао остается слабым.
В таких условиях дефицита производители шоколада столкнулись с нелегким выбором – снизить вес плиток или повысить цены. Такое заявление сделал исполнительный директор Международной организации какао Жан-Марк Анга на всемирной конференции в Амстердаме. Эксперты почти не сомневаются: выбор будет сделан в пользу уменьшения размеров при сохранении цен.
Впрочем, для украинцев мало что изменится, ведь 80-граммовые и даже 65-граммовые шоколадные плитки для нас уже давно не редкость. Та же история с мороженным: если присмотреться, то вес порции, которая раньше была 100-граммовой, теперь редко достигает круглой цифры: в ходу порции по 60 граммов. Расфасованные крупы, макаронные изделия, сахар тоже все чаще продаются в пакетах по 900, а то и по 800 граммов. А вместо литра молока или подсолнечного масла нередко попадаются бутылки с 0,9 л продукта.
- Фактически это обманом не назовешь, ведь производитель честно указывает вес и объем продуктов, - говорит "Комсомольской правде в Украине" эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. – Однако, на мой взгляд, это если и не обман, то лукавство. Ведь производители пользуются тем, что люди привыкли к килограммовым пачкам и литровым бутылкам. Поэтому, во-первых, далеко не все вспоминают, что теперь на упаковке нужно искать вес продукта. Во-вторых, не каждый человек сможет сходу прямо у прилавка посчитать, что выгоднее: 900 граммов крупы за 14,40 грн. или, например, 800 граммов за 12,96 грн.