Дело даже не в уровне подготовки - в характерах. Обаятельный, спокойный, улыбчивый Гагарин влюбил в себя весь мир. Взрывной, активный, острый на язык Леонов много сделал для того, чтобы в космонавтику пришли новые инженеры, конструкторы и - главное - настоящие романтики. Он так по-залихватски рассказывал о своих полетах, он писал пронзительные картины о том, что происходит за пределами земной атмосферы...
И сейчас Алексей Архипович многим молодым фору даст. На интервью он приехал в черных очках, в костюме с двумя Звездами Героя Советского Союза, с аккуратным красным платочком в тон галстука, выглядывающим из нагрудного кармана.
СНОВА ОНА - ЛУНА
- Алексей Архипович, вы в конце 60-х годов прошлого века готовились по лунной программе. Программу закрыли. Сейчас Россия будет готовить новую экспедицию на Луну. А есть ли смысл через 50 лет снова браться за спутник Земли?
- То, что я читал про новые планы, - пока чистая публицистика. Начинать надо с того, с чего и тогда. В 1962 году вышло первое постановление об освоении Луны, подписанное Хрущевым. В нем уже было запланировано создание корабля для облета Луны, зондов Л-1, Л-2 до 6-го. В 64-м были определены сроки облета Луны, посадки на нее и возвращения. Под это было финансирование, определены заводы, подключена наука.
И мы эту программу реализовали. Но в беспилотном варианте. Шесть наших кораблей облетели Луну. И все благополучно вернулись. За исключением одного - 5-й корабль разбился. И я, и Юрий Гагарин обращались в Политбюро с просьбой следующим сделать пилотируемый полет. Но к тому времени Королев ушел из жизни, а те, кто пришел ему на смену, боялись рисковать. Жалко. Давно бы уже могли быть на Луне.
- Ну а сейчас-то зачем?
- Мы все равно к этому придем. Так устроено человечество.
- Интересно: в том, что вы были первым в открытом космосе, не сомневается никто. А вот сколько времени прошло с 69-го года, и до сих пор всерьез обсуждают, были ли американцы на Луне. Может, и вправду не были?
- Знаешь, откуда это пошло? От самих американцев. Когда было 80 лет Стенли Кубрику, который снял фильм "Космическая одиссея-2001", его жена сказала журналистам: "Он особенно тяжело работал в Голливуде, когда делал фильм о высадке на Луну". Она правду сказала. Полноразмерные лунные корабли были в Америке в двух местах. Один - в Смитсонианском музее. Там до сих пор запрещено кинофотосъемку делать. А второй корабль купил Голливуд. И там была досъемка. Чего? Моментов открытия люка и выхода астронавтов на поверхность Луны. Ведь это надо снимать со стороны. А кому? Это и доснимали в павильоне. Но это не значит, что на Луне никого не было. Есть множество кадров, действительно снятых на Луне.
Американцы сделали блестящую программу. Был только один неудачный полет - "Аполлон-13". А экипаж "Аполлона-17" на тележке по Луне гонял! На всю лунную программу тогда США израсходовали 25 млрд. долларов. В сегодняшних ценах это были бы все 100 млрд.
А 18-й "Аполлон" достался мне...
|
СПРАВКА "КП"
После аварии "Аполлона-13" в США задумались над системой спасения астронавтов, попавших в беду на орбите. Тогда только две страны умели летать в космос. Но с СССР шла холодная война. И все же была начата программа "Союз" - "Аполлон", смысл которой - отработать технологию спасения космонавтов "чужим" кораблем. В 1975 году совместный полет "Союза" и "Аполлона" состоялся. Советский экипаж - Алексей Леонов и Валерий Кубасов, американцы - Томас Стаффорд, Вэнс Бранд, Дональд Слейтон.
КТО НА КРАСНУЮ ПЛАНЕТУ?
- А на Марс американцы смогут сами полететь?
- Ни одна страна в одиночку на Марс не полетит. Россия имеет такой опыт по созданию систем жизне¬обеспечения, которого нет ни у кого! Думаю, в первый полет полетят представители пяти стран как минимум.
Марсианская программа начнется, когда будет вынесено объединенное решение всех стран-участниц. От принятия этого решения до самого старта пройдет еще 15 лет. А первый шаг - набор экипажа в возрасте 10 - 12 лет мальчиков и девочек.
- Их надо будет готовить к полету на Марс с 15 лет?!
- Точно. Они должны стать абсолютно психологически совместимы, уметь работать в разных климатических зонах. Они должны получить опыт работы на орбитальной станции, полетать на различных кораблях. А когда им будет по 20 - 22, можно уже из всего набора отобрать 12 человек - основной и дублирующий экипажи - и их готовить конкретно к полету.
|
ЖЕНЩИНЫ НА ДОРОГЕ В КОСМОС
- Первый полет у вас был тяжелейший. По количеству аварий самый сложный за всю историю советской космонавтики. Про то, как, выйдя в открытый космос, вы не могли вернуться в переходный отсек, известно. Меньше знают про то, что в корабле был переизбыток кислорода и малейшая искра могла привести к трагедии. А потом отказала автоматика при посадке, и вы оказались в тайге мокрыми на 25-градусном морозе... После такого снова готовиться к полетам... не страшно?
- Нет, абсолютно! Хотя я знаю, что одному известному товарищу предложили программу "Луна", а он отказался. А мне очень хотелось это делать. Я люблю риск! Я в 20 лет начал летать на реактивном самолете!
- А может, вы просто везунчик? Сколько раз судьба вас хранила. Или у вас есть свои способы обезопасить себя?
- Когда мы уже одетые выходили из цеха, чтобы садиться в "Восход-2", нам навстречу нахально прошла женщина (хотя Королев на старт женщин не допускал!). Я своему командиру Павлу Беляеву говорю: "Знаешь, Паш, нахлебаемся мы с тобой!"
Но, если честно, мы и так знали, что проблемы будут. Незадолго до старта к нам в гостиницу пришли Сергей Павлович Королев и Мстислав Всеволодович Келдыш и осторожно начали подводить: предыдущий корабль погиб, давайте мы "Восход-2" сделаем беспилотным, а для вас новый корабль построим. Мы убедили: не надо второго корабля. Мол, мы одних аварийных ситуаций проработали порядка 3 тысяч. Я, конечно, присвистнул, но 500 - точно. А Королев говорит: в полете будет 3001-я. Так и случилось... Когда на космодроме стало известно, что у нас идет отказ за отказом, та женщина ревела: это я во всем виновата.
Поэтому, когда я стал командиром отряда космонавтов, завел несколько традиций, чтобы экипажи поменьше нервничали. Перед тем как выйти из гостиницы, мы все садимся молча - на дорожку. Потом надо было пройти метров 50 до автобуса. И когда экипажи подходили к двери, навстречу космонавтам выходила красиво одетая девушка с коромыслом и двумя полными ведрами. Или вот - это всегда работает хорошо - перед полетом мы наливаем шампанского по 10 - 20 грамм. Закупориваем бутылку, космонавты на ней расписываются. После полета эта бутылка им вручается.
- А у вас есть свой талисман?
- Нет. Хотя я многим дарил какие-то вещи, которые потом становились талисманами. Но у меня такая история была. Я летел во Францию, в самолете сидели два наших священника. Я спрашиваю: "Куда летите?" "Бороться с ядерным оружием". - "А что вы знаете об этом?" - "Не очень много". А тогда только вышел труд "Ядерная зима" Сагана и Моисеева. Я им его подарил. А в ответ один из священников дает мне иконку дюралевую: это тебе. Я прилетел в Бордо, где центр космический у французов. Подходим к одной очень секретной лаборатории, они достают пропуск, прикладывают, а дверь не открывается. И тут мне мысль в голову пришла. Я достаю икону, прикладываю - и дверь открылась. Они закрывают: еще раз покажи! А я отвечаю: Бога гневить нельзя.
- В 2000-х годах вы помогли Томасу Стаффорду усыновить двоих мальчиков из детдома в Щелковском районе. Как сложилась их судьба?
- Лет 20 назад Том мне сказал: "Леша, у меня нет никого - ни папы, ни мамы, ни братьев, ни сестер. Ты у меня единственный брат, самый близкий человек на земле". Мы с ним действительно очень близки. И в этом году его сын Майкл, старший из усыновленных мальчиков, приезжает сюда и будет у меня практику проходить.
- Где?
- На моей работе. Я - советник первого заместителя председателя совета директоров и вице-президент Альфа-Банка. А Майкл учится в университете на 4-м курсе.
ПРО ГИБЕЛЬ ГАГАРИНА
- Вы были одним из экспертов, участвовавших в расследовании гибели Гагарина. Есть много версий причин трагедии...
- У меня не версия! Я сам в это время находился в том районе. Я слышал взрыв и сверхзвук. Я прибежал на командно-диспетчерский пункт и сказал, в каком месте самолет упал. Я присутствовал при следственном эксперименте, когда три крестьянина рассказывали, что видели самолет, похожий на балалайку, - Су-15. Есть документы, которые подтверждают: в то время в том районе проводили испытания Су-15. Но он должен летать на высоте от 10 тысяч метров, а оказался на высоте 450 метров, включил форсаж и ушел на свой эшелон. В облаках он прошел на расстоянии 10 - 15 метров от Гагарина и Серегина и перевернул их самолет.
МиГ-15УТИ попадал в глубокую спираль и через 55 секунд врезался в землю. По анализу мышечной ткани, по наличию молочной кислоты, по разрушению подошвы ботинок видно, что летчики боролись. Еще бы 1,5 секунды, и они бы вышли над лесом.
Плюс у них были под крыльями топливные баки по 260 литров. По инструкции, которую написал сам Владимир Серегин, на самолете МиГ-15 с этими баками запрещено выполнять высший и сложный пилотаж. Как раз в том году в ноябре погиб экипаж, который попал в штопор на самолете с баками. А в Алма-Ате тогда же Як-42 попал в след Ил-76. Погибли и пилоты, и пассажиры.
Я публиковал документ, где генерал Польский пишет, что его вызвали к начальству и просили не поднимать вопрос относительно летчика Су-15. "Вы погубите человека", - говорил ему Строев, зам. председателя военно-промышленной комиссии.
- То есть вы знаете фамилию летчика?
- Знаю. Я с ним встречался. Сейчас ему за 90 лет, и он находится в тяжелом состоянии.
- Может, снова создать комиссию по расследованию гибели Гагарина и Серегина и опубликовать наконец официальное заключение причин их гибели?
- Собирать снова госкомиссию, чтобы проверить мои заявления? А кто это будет делать? Таких специалистов уже нет. Не думаю, что в этом есть смысл. По-моему, все уже ясно.