7 ноября
Загрузить еще

"Дома травмируюсь чаще, чем на мотоцикле"

Фото: Прыжок с трамплина - финальный аккорд мотогонки. И далеко не каждый взрослый может сделать его так эффектно, как Семен Неруш. Фото: Личный архив семьи Неруш

Укрощение 85-кубового железного коня, который вдвое тяжелее "наездника", около 90 кубков за призовые места во всеукраинских и международных состязаниях по мотокроссу и супермото, 20-е место (из 140 участников) на чемпионате мира - все это достижения самого юного профессионального райдера страны.

За рулем с пеленок

- Сын еще не умел сидеть, когда стал пассажиром мотоцикла, - улыбается отец юного спортсмена Владимир. - Железный конь у нас в семье был всегда, но только как средство передвижения. Мы с супругой часто куда-то выбирались и Семена с собой брали. Не то чтобы мы специально приучали его к езде с ветерком или не с кем было оставить ребенка. Тут другая философия: раз уж мы семья - значит, везде вместе.

Первый собственный мотоцикл у мальчика появился в 2,5 года. В детском магазине со скидкой продавались маленький китайский мотоцикл объемом в 29 кубических сантиметров и квадроцикл. Владимир не удержался и приволок домой все "колеса", чтобы порадовать сына. А так как малыш еще не умел держать равновесие, прикрутил к мотоциклу боковые колесики от велосипеда.

- Страха не было, - улыбается мама Семена Анна. - Ребенок настойчиво испытывал байк на прочность и уже через полгода-год уверенно гонял на нем. "Китаец" буквально разваливался, и мы купили сыну другую "игрушку". Наиболее подходящим для его роста и возраста оказался кроссовый КТМ SX 50. Но тогда и мыслей не было о спорте, просто из всех доступных вариантов он единственный внушал доверие.

Цель у 10-летнего спортсмена амбициозная - стать чемпионом мира. Фото: Личный архив семьи Неруш

Консультирует старших райдеров

Профессиональный мотоцикл оказался по зубам 4-летнему Семену, и родители позволяли осваивать его на тропинках городских балок. Там-то и встретили молодых мотогонщиков, от которых узнали о детских соревнованиях по мотокроссу в Украине. Не прошло и года, как мальчик попробовал свои силы на чемпионате Украины. Каково же было удивление Владимира и Анны, когда их сорванец обогнал 10 из 15 гонщиков. После этого увлечение перешло на новый уровень.

- Я начал активно тренироваться, заниматься с инструкторами, выезжать на специальные базы для отработки маневров - в Днепропетровск, Запорожье, Киев, Крым, - важничает юный райдер. - Меня курирует мастер спорта Сергей Сайко. Да, тренировки выматывают. Занятия по несколько часов после школы, а в выходные может и целый день уйти. Плюс еще общая физподготовка. Но я сбавлять обороты не собираюсь!

В своей среде Семен - личность известная. С ним даже старшие на 5-10 лет мальчишки советуются как с равным по поводу маневров: как он это все проделывает?

- Секрета тут нет, - в один голос говорят родители. - Достижения Семена - комплексный результат, основа которого - материальная база, упорные тренировки и, наверное, врожденный талант. Сын "слышит", чувствует мотоцикл, у него уникальная наблюдательность, способность быстро анализировать и реагировать. А травмы… Как ни смешно, Семен их получает исключительно в бытовых условиях - то об стол стукнется, то об батарею. А на мотоцикле он очень внимателен и адекватен - не станет рисковать попусту. И у него золотое правило - не выходить на трассу без экипировки.

Ради соревнований родители продали джип

В занятии мотокроссом, пожалуй, один из самых "колючих" - материальный аспект. Увлечение Семена "съедает" едва ли не 90% семейного бюджета. Одна тренировка обходится в 300-700 гривен, плюс постоянно необходимо менять детали, да и мальчик растет быстро - экипировку нужно постоянно обновлять.

- Пару лет назад, чтобы подготовить и повезти сына на чемпионат, пришлось продать джип, - вздыхает Владимир. - Да и сейчас ситуация не намного лучше: мы понимаем, что тренировать ребенка нужно лучше, но бюджет нам этого не позволяет.

А 10-летний райдер весь в трудах: старается и в школе держать марку, и тренироваться максимально продуктивно. Ведь сейчас у него серьезный мотоцикл - 85-кубовый КТМ (в два раза тяжелее, чем сам всадник), а значит, и ездить на нем нужно по-взрослому. К тому же цель у Семена весьма амбициозная - стать чемпионом мира.