Вещий сон
Легендарную казацкую чайку "Пресвятая Покрова" львовяне-энтузиасты построили еще в 90-х годах. Не имевшие опыта в кораблестроении и морских походах, ребята смогли не только создать точную копию казацкого судна XVI века, но и проплыть на ней около 25 тысяч морских миль вокруг всей Европы.
Львовские казаки из общества "Киш" чтят старинные традиции украинского народа. Частенько наряжаются в одежды, в которых когда-то ходили казаки, путешествуют на байдарках по рекам.
- Казаки вовсе не были "сухопутным" сословием, они частенько отправлялись в морские походы на своих чайках, - рассказывают львовские казаки. - Чайка - необычное судно. Такие лодки адаптированы к прохождению днепровских порогов, хорошо себя ведут и в море. Существует легенда, что когда-то казаки базировались даже на Мадагаскаре! Чайки у нас не было - были байдарки. На них мы и плавали, но когда выходили в Днепр, понимали, что байдарки здесь маловато. Хотели построить чайку, но как это сделать - понятия не имели. Пока нашему другу казаку Василию Качмару не приснился сон.
Василий Качмар во сне увидел, как воплотить в жизнь мечту всей команды. Правда, деталей строительства исторического судна Морфей Василию не рассказал. Тем не менее львовяне тут же принялись готовить чертеж корабля.
- Информацию о строительстве чайки искали в Стамбульском и Стокгольмском архивах, кое-что нашли и в Украине, - рассказал "Комсомолке" казак-мореплаватель, один из инициаторов создания чайки Григорий Козий. - Когда чертеж был готов, приступили к строительству.
Помочь казакам решили местные власти, предприниматели и обычные львовяне - помогали и деньгами, и стройматериалами. Строили на фанерном заводе в пригороде Львова.
- Над "Пресвятой Покровой" трудилось 60 человек, - говорит Григорий Козий. - Фактически построили ее за три месяца. Хотя у казаков на это шло 40 дней. По параметрам наше 20-метровое судно соответствует историческому - чайку строили до 20-24 метров.
|
Доплыли до Франции
После окончания строительства лодку выставили возле Оперного театра во Львове - презентовали народу. А потом протестировали ее на озере возле Львова и уже без опаски спустили на Днепр. По Днепру команда из 45 казаков отправилась в морское путешествие вокруг Европы.
- Чайку оборудовали веслами - 22 пары, - рассказывают казаки. - Половина людей гребла, половина отдыхала. Потом менялись. Когда был хороший ветер, шли под парусами. В первое наше путешествие по морю отправились по Днепру из Киева. Прошли через Херсон, Стамбул, Скирос, Афины, Кефалонию, Неаполь, Монако. Дошли аж до Сан-Тропе во Франции. Когда мы прошли Ла-Манш, французы не могли своим глазам поверить - как мы смогли на деревянном суденышке столько проплыть? И только когда получили подтверждение из другого порта, что тогда-то от них отчалили казаки на лодке, поверили.
На 20-метровом судне отчаянные львовские казаки в первый год доплыли до Франции, на следующий - по Сене добрались до Парижа, потом - до Саутхемптона - важнейшего порта в Великобритании, дошли до Лондона. На первое морское путешествие до Франции ушло четыре месяца, все остальные занимали меньше времени.
- Не раз мы попадали в серьезные штормы, не раз лодку разбивало о скалы, - вспоминает путешественник Григорий Козий. - Были и пробоины - затыкали всем, чем могли. Спаслись. Кормились с моря. В Средиземном море нам на палубу набросало летающих рыб - собрали в ведро и сварили уху.
- Не страшно было?
- Да мы думали, что так и должно быть, - говорит Григорий Козий. - Морская болезнь, постоянная опасность - все воспринимали как данное, ведь так было и у казаков. В первом нашем походе нас сопровождала яхта, для подстраховки. А дальше ходили уже одни. Всего на нашей лодке мы осуществили около 20 морских походов на дальние расстояния - проплыли около 25 тысяч морских миль. Раньше думали, что если пройдем на ней Черное море - это будет предел наших мечтаний. А проплыли вокруг всей Европы. Хотелось бы и до Америки дойти, но нужно слишком много денег - и на дорогу, и на ремонт.
Сейчас "Пресвятая Покрова" стоит в порту в провинции Бретань во Франции. Пришлось оставить на зимовку - плыть на ней обратно было опасно. Там она стоит уже второй год. Но очень хотелось бы ее починить и вернуть во Львов.
Чтобы отремонтировать лодку и вернуть ее в Украину, нужно как минимум 20 тысяч евро. Может быть, если найдутся спонсоры, львовские казаки побьют очередной рекорд и отправятся в морское путешествие на деревянном судне к берегам Америки.
ТТХ