Еще вчера это было лишь шуточным стихотворением:
Говорила бабка деду:
- Я в Америку поеду!
- Что ты, старая карга, туда не ходят поезда.
Потому как пойдут, если Китай сможет реализовать свои планы. Пока они на уровне журналистских сенсаций: китайские СМИ пишут, что в стране готов проект железной дороги из Китая через Россию, через Берингов пролив - на Аляску, оттуда вниз, на юг, по территории Канады, до США. 13 тысяч километров, на 3 тысячи километров длиннее самой-самой длинной в мире дороги, Транссибирской магистрали. И дело даже не в километрах. Туннель под Беринговым проливом - такую инженерную задачу человечество еще не решало. Ведь туннель под Ла-Маншем короче вчетверо, и климат в Европе помягче, а тем не менее стройка несколько раз вставала и грозилась вовсе умереть. Тем не менее китайцы уверены, что все получится.
Все это пишут китайские газеты. Их активно перепечатывают газеты западные. Отмечают, что консультации с Россией, США, Канадой еще не велись.
Конечно, перспектива заманчивая: поезд, как обещают китайцы, довезет из Китая в США за два дня, развивая скорость 350 километров в час. Сколько можно будет грузов возить, и намного дешевле, чем морем, - об этом даже и говорить не стоит.
Но есть нюансы.
Строить за чей счет? Нет сомнений, что Китай может попробовать финансировать такой проект самостоятельно. Но все прекрасно понимают: если по территории России проходит китайская дорога, возникают вопросы чисто политического толка.
И ведь этот проект - далеко не последнее слово китайской геополитической мысли, он, как утверждают местные журналисты, часть плана - связать Пекин со всеми возможными уголками мира железной дорогой. Одна ветка, полностью модифицированная, скоростная, пройдет от Лондона через Киев и Москву, а дальше на Китай двумя путями, через Сибирь и через Казахстан. Будет дорога от Урумчи (это крайний запад страны) на Ближний Восток, минуя Россию. И будет дорога на Сингапур. Похоже, в Пекине уже видят себя в центре мира и хотят, чтобы этот статус был бы подкреплен железно. Рельсами.