О Наталье Трухановой, жене "красного генерала", автора книги "50 лет в строю" Алексея Игнатьева, известно очень мало. В то же время в свое время ее имя было легендой. В начале ХХ века Труханова была известнейшей балериной, с успехом выступавшей во Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии, Румынии. Для любителей балета ее выступления всегда были праздником.
Добивалась желаемого любой ценой
Родилась Наталья Труханова (в детстве – Бастунова) в 1885 году в семье провинциального актера. Ее мама была француженкой, оставшейся сиротой после франко-прусской войны 1870 года и приехавшей к своему дяде в Россию.
После окончания гимназии Наталья заявила, что хочет пойти по стопам отца. Однако он был категорически против. Желая добиться своего во что бы то ни было, девушка выходит замуж за офицера Труханова.
Вскоре она развелась с ним и уехала в Москву, где поступает в Театрально-Филармоническое училище, в класс В.И.Немировича-Данченко. Однако девушку сразила внезапная болезнь горла, которая перечеркнула ее мечту стать драматической актрисы. Несмотря на то, что это было для нее тяжелым ударом, Наталья не сдалась. Она решила заниматься танцами и начала брать частные уроки у балетмейстера Большого театра Хлюстина.
|
Несмотря на то, что девушка начала заниматься танцами в очень позднем возрасте, в котором обычно карьера балерин подходит к концу, огромная сила воли и энергия помогли Трухановой преодолеть все трудности. Девушка танцевала ежедневно по несколько часов.
Сначала она попробовала выступать в России, однако там карьера складывалась неудачно. И Труханова решила уехать за границу.
Уникальная балерина
В 19 лет она начала выступать в парижском театре "Скала" и разных мюзик-холлах. Параллельно она поставила балет "Снегурочка" в театре "Казино", использовав музыку русских народных песен. После этого выступления о Трухановой заговорили. Следующее же исполнение - главной роли в балете-пантомиме "Маришка" - принесло Наталье славу. Настолько большую, что ее даже пригласили в театр принца монакского в Монте-Карло.
Труханова выступала на сцене парижской Гранд-Оперы а также гастролировала по всей стране с программой "Концерты танцев". Специально для нее писали музыку известные композиторы Равель и Масснэ, которые сами дирижировали своим сочинениям на премьерах. А композитор Дюка даже посвятил ей хореографическую поэму "Пери", Ж.Масснэ - балет "Эспада".
|
Костюмы и декорации для балетов балерины создавал Бакст.
Однажды критик написал "Весь Париж Вас знал, восхищался Вами, любил и чествовал Вас. Вы были, как и сегодня остаетесь, вдохновенной жрицей божественной Терпсихоры".
Балерина попробовала выступать и в России. Однако в Москве ее выступления встретили более, чем сдержанно: единственным исключением была статья Власа Дорошевича в газете "Русское слово".
Мужчина ее мечты
19 февраля 1914 года в жизни Натальи произошла встреча, ставшая самой значительной в ее жизни. Придя в Артистический клуб, она увидела "статного великана в вечернем фраке с орденом Почетного легиона в петлице".
- Глаза наши встретились и больше друг от друга не отрывались, - отмечала потом Труханова.
Это был граф Алексей Игнатьев, русский военный атташе в Париже. Он пригласил ее на вальс, а после танца вместо ожидаемого комплимента, она услышала критику: "Такая артистка, а до чего Вы скверно танцуете вальс!"
|
Они стали часто встречаться, звонить друг другу по телефону. А потом на Пасху он признался ей в любви. Они поженились и были вместе несмотря на все предрассудки: их чувствам не помешали ни его "голубая кровь", ни ее "провинциальное происхождение".
А потом была революция 1917-го года, после которого многие театры закрыли для Натальи двери – из-за политической позиции Игнатьева, признавшего советскую власть. Лежавшие в банке на его счету военного атташе 225 млн. золотых франков он передал советскому правительству. Этого ему не простили. Игнатьева подвергли остракизму.
|
В последний раз Труханова выступила в 1926 году в Гранд-Опера. После этого Наталье сообщили, что она "вычеркнута из списков правительственных театров". Ей заявили: если она хочет продолжать выступать, нужно порвать с мужем. Однако Наталья выбрала Алексея.
Для них начались трудные времена. Сначала они переехали в пригород Парижа, уволили прислугу. Потом продали все ценные вещи. Начали вести жизнь обычных людей - сделали огород, сами сажали овощи. В подвале своего дома Труханова и Игнатьев устроили грибное хозяйство, грибы продавали.
Возвращение в Москву
Они вернулись в родную страну в 1937 году. В это время почти 30-летняя жизнь Трухановой в искусстве осталась позади. В родной стране Наталью не знали.
В Москве Труханова занималась распространением на Западе произведений советских писателей, помогала мужу, работавшему над книгой "50 лет в строю".
Наталья начала писать и сама – она описывала воспоминания о своей, богатой событиями жизни. Ее книга называлась "Огни рампы", однако она так и не была издана. Несмотря на это, Наталья написала еще одну - "Книгу о любви", рассказывающую о Алексее Игнатьеве. Однако мир не увидел и эту рукопись. Обе книги хранятся в Центральном Государственном архиве литературы и искусства.
|
Последние годы
В 1954 году Наталья потеряла мужа. После этого она полностью посвятила себя написанию "Книги о любви". Она так спешила успеть завершить ее, что не обратила внимание на начавшиеся боли в животе. Она дотерпела до того, что боли стали невыносимыми. Труханову отвезли в больницу. Там ее и не стало. Умерла великая балерина в августе 1956 года. Похоронили ее рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Москве.