7 ноября
Загрузить еще

Проблема: со "скорыми" разберутся не скоро

Проблема: со
Людей интересует одно: будут ли в их городе или поселке современные машины, от скорости которых часто зависит жизнь пациента? Почему еще в прошлом году чиновники отчитались, что все в порядке, а треть скорых все еще не оборудована аппаратурой или не оформлена по закону? "Комсомольская правда" в Украине" решила разобраться, почему скандалы вокруг скорых  уже стали многолетней "недоброй традицией" и чего не хватает, чтобы машины отправились к пациентам. 
 
Первоапрельская, но не шутка
 
Всему виной коррупционные схемы, утверждают в Минздраве. Но сколько ни обвиняй в махинациях предшественников, пациентам легче не становится. 550 штук и на данный момент не досчитывают. Хотя в регионы авто уже отправились, пока они поступают маленькими партиями. Скажем, в Волынскую область отправились вместо 30 карет 24, среди которых 21 класса В (для интенсивной терапии) и 3 класса А (для транспортировки). Во Львовской области - из 79 прибыло 23 (17 класса В  и 6 класса А). На Харьковщину отправились 36 из 88 (29 класса В и 7 класса А). По словам министра здравоохранения Украины Олега Мусия, 66 автомобилей, которые "заказывал" Крым, распределят в те регионы, где необходимость в обновлении автопарка острее всего. Кстати, среди них и 5 реанимобилей. 
 
"Газели" остались без "фарша" 
 
В чем же причины задержки? Как пояснили в фирме "АИС-Столица", от них 102 машины не переданы МОЗ, так как предприятие подвели подрядчики. Не поступило вовремя оборудование для комплектации автомобилей. Так что машины вроде бы есть, но без "начинки" это пустышки, мало чем отличающиеся от такси. А точнее, это почти привычные "газельки", ГАЗ 32213. На их основе собирались делать самые простые, класса А кареты. 
 
У главного поставщика скорых - НПО "Практика" возникли проблемы с растаможкой медицинского оборудования на границе. Кроме того, 220 карет эта же компания пыталась передать Минздраву без документов ГАИ, из-за чего их вернули. Но основная "напряженка" - то, что в официальных документах скромно именуется "финансовой несогласованностью" с партнерами. Минздрав обещает нарушителям-поставщикам штрафные санкции и судебные заявления. Но за техническими проблемами скрывается очередной скандал, да еще международного уровня. 
 
 
Трудности адаптации 
 
Начался скандал тогда, когда базовой машиной для скорых решили сделать Peugeot Citroen. Украинским же компаниям предлагалось адаптировать машины под потребности медицинских служб и "нафаршировать" первоклассным медицинским оборудованием, пояснил  директор компании "Автоспецпром" Евгений Бубнов (это предприятие также участвовало в конкурсе). Тендер, который завершился соглашениями 18 ноября 2013 года на сумму 859,9 млн грн., выиграли три компании. Причем львиную часть работ, то есть 83%, обеспечивало предприятие НТО "Практика". 
 
По заявлениям представителей Peugeot, предыдущая команда Минздрава принудила резко занизить цены на свою продукцию. При этом блокировали таможенное оформление всех машин Peugeot в Украине и проводили "воспитательные беседы". Конечно, речь не шла о снижении стоимости ради закупки большего количества автомобилей для бедных украинских пациентов. Ведь "Практика" покупала от французского производителя через дилера авто по цене 203 тыс. грн. А в итоговую стоимость для МОЗ включала не только переоборудование, "начинку" и проведенные работы, но и базовые авто (все те же Peugeot) уже по цене 250 тыс. грн. Но это - дело прошлого. 
 
"Внутренний мир" важнее 
 
Нарушения предшественников уже признали. Из Генпрокуратуры сообщили: чиновники МОЗ в сговоре с руководством некоторых коммерческих структур с целью незаконного обогащения закупили автомобили по завышенным ценам. 
 
Но если так, французский автогигант потребовал восстановления справедливости: на последнюю партию из 388 скорых цену повысил до 233 тыс. грн. Теперь Peugeot хочет получить еще 16 млн грн. 
 
На это Минздрав отреагировал обвинением автогиганта в политических играх, упрекнул в негативном  влиянии московского представительства Peugeot на деловое партнерство и в нарушении предварительных договоренностей. 
 
Попытка подойти к торгам более ответственно, чем предшественники, может обойтись слишком дорого. Если выплачивать долг, как тогда "доупаковать" машины? Новенькие скорые уже в Украине. Вот только финансов на то, чтобы правильно их оборудовать, может не остаться. А ведь "внутренний мир" важнее - именно оборудование европейского уровня способно спасать жизнь людям, превращая обычный транспорт в "больницы на колесах". 
 
 
Сколько стоит "начинка"? 
 
Производители аппаратуры: 
 
США, Китай, Япония, Южная Корея, Италия, Испания, Германия. 
 
Тип А. Стандарт
 
10 наименований: носилки (каталка, кресло, плащевые), спинальная доска, кислородная маска и переносной кислородный баллон на 400 л, набор для искусственной вентиляции легких, врачебный набор-сумка (14 предметов). 
 
Официальная цена: 110 тыс. грн. По мнению экспертов: 70 тыс. грн. 
 
Самый дорогой прибор: дефибриллятор (от 25 тыс. грн). 
 
Тип В. Для интенсивной терапии 
 
20 наименований: типа А + вакуумный матрац, набор шин и шейных воротничков, стационарный кислородный баллон, кардиомонитор, оксиметр (проверяет насыщение крови кислородом), измеритель сахара в крови, ручная система регуляции дыхания, ингалятор, шприцевый насос, катетер-отсос, подогреватель растворов, врачебный набор-сумка (30 предметов).
 
Официальная цена: 280 тыс. грн. По мнению экспертов: 230 тыс. грн.
 
Самый дорогой прибор (кроме дефибриллятора): электрокардиограф (от 20 тыс. грн). 
 
Тип С. Реанимобиль 
 
20 наименований: типа В + набор для вытяжения позвоночника, дефибриллятор более высокого класса, кардиостимулятор, РЕЕР-клапан (при пролапсе митрального клапана сердца), хирургический набор для операций при непроходимости дыхательных путей, зонды, ручная система реанимации, капнометр (ультразвуковой аппарат, измеряющий интенсивность дыхания), аппарат для подогрева крови, монитор жизненных функций, врачебный набор-сумка (20 предметов)  
 
Официальная цена: 380 тыс. грн. По мнению экспертов: 350 тыс. грн.
 
Самый дорогой прибор: аппарат для искусственной вентиляции легких (от 105 тыс. грн). 
 
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ 
 
Закупку карет вычеркнули из бюджета
 
Ежемесячно в Украине скорые совершают более 1 млн выездов к пациентам. По утвержденному стандарту обеспечения санитарным транспортом одна карета должна обслуживать 10 тыс. человек. Около 1 тыс. машин, обслуживающих население, работают уже более десяти лет (для сравнения: за границей срок эксплуатации медицинских машин 2-5 лет).
 
Первоначально планировалось обновить в три подхода весь парк машин, то есть на выходе получить 4600 современных  скорых. Однако в новом, антикризисном, бюджете расходы на новые закупки машин убрали.