Праздник Маланки отмечают в канун Старого Нового года (31 декабря по старому стилю или 13 января - по новому), еще его называют щедрым вечером или Щедрой (Второй) кутьей. А вот сам Старый Новый год, который отмечают 14 января (по новому стилю) называют праздником Василия.
НАКРЫВАЕМ БОГАТЫЙ СТОЛ
В отличие от Святого вечера при Щедрой кутьи в этот день накрывают богатый стол, где преобладают мясные блюда (читайте подробнее
оригинальные рецепты >>>).
- В Галичине 1 января Новый год почти никто не отмечал, а старались праздновать именно на Василия, - рассказала фольклорист Ольга Налывайко. - На него всегда ждали маленьких посевальников - мальчишек. Они приходили в дом и засевали: "Сею, сею, посеваю, с Новым годом вас поздравляю, счастья, радости желаю!".
Хозяева угощают посевальщиков пирогами, орехами, конфетами, платят мелочь. Но больше мог заработать тот мальчик, который приходил засевать первым. Ему поручали обмолотить праздничного снопа (дидуха), который стоял в углу от Рождества. Сноп обмолачивали макогоном, зерно и солома из него считаются чудодейственными.
Солому от дидуха сжигают утром на Новый год в саду. Люди верят, что дым от дидуха очень полезен, он обеспечивает хороший урожай на следующий год, предохраняет деревья от мороза, защищает от вредителей.
Пшеничку, которой засевали, собирали, и потом давали курам, чтобы хорошо неслись, скоту, чтобы здоровым был.
- Засевали различным зерном: пшеницей, овсом, ячменем, тем, что было на хозяйстве, только не гречкой, потому, что гречка - спор, и не горохом, считалось, что это слезы Матери Божьей и такое обрядовое сеяние может вызвать слезы в семье, - объяснила Ольга Налывайко.
Засевали дети, а взрослые водили Маланку и Козу.
| Посевальники должны засевать любым зерном, не ни гречкой или горохом. |
|
МАЛАНКОЙ НАРЯЖАЮТ ПАРНЯ
С наступлением сумерек по домам ходят щедровальники в карнавальных костюмах с музыкантами. Как правило, девушки и парни – отдельно.
Приход ряженых - хороший признак, поэтому их нужно приглашать в дом.
- Маланкой наряжается парень в заплатанной юбке, старом платке, брови и глаза подводит сажей, лицо выбеленное мелом, щеки и губы, накрашены красной свеклой или калиной, - рассказала львовский фольклорист Ольга Налывайко. - В руках Маланка носит кудель. Она очень любит целоваться со всем, кто подвернется на ее пути, при этом всех пачкает своей "косметикой".
Подойдя к окну, ряженые просят у хозяев разрешения щедровать.
| В Маланку переодевается парень (по центру в женском платье). |
|
КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ НАГРЯНУЛИ ЩЕДРОВАЛЬНИКИ
Сначала нужно спеть величальные щедривки для каждого члена семьи, потом - песни о Маланке.
- Маланка в это время прядет кудель, пританцовывает, показывая, какая она хорошая хозяйка, но все делала наоборот: подметала дом от порога к столу, обувь клала на стол, тарелки - под стол, пыталась помочь хозяйке подбелить пол, или помыть глиняные стены. Хозяева, конечно, стремятся помешать ей "наводить порядок" и внимательно следят, чтобы Маланка ничего не украла. Это за ней также водится, ведь за краденую вещь она просит дополнительный выкуп или грозится продать ее в следующей комнате, там мол, больше дают.
Есть примета:
Если родители хотят выдать замуж дочь, то подсовывают Маланке какую-то девичью вещь.
КОЗА В ДОМ – НА ДОСТАТОК
Щедровальники должны попросить хозяев впустить козу в дом погреться - мол, она в ножки замерзла и в рожки замерзла. Хозяева сначала отказывают, придумывая разнообразные причины: пол испортит, вазоны съест, детей напугает. Но потом соглашаются.
В Козу, как и в Маланку, переодевается парень. Он надевает вывернутый шерстью наружу кожух, рога делать нужно из рогатины, к которой прикрепляют две дощечки (рот), и прядь пеньки (бороду), рот открывает и закрывает. Между рогами - колокольчик, сзади - хвост из веника.
Когда хозяева пускают козу в дом, то щедровальники всячески расхваливают рогатую строптивицу: она и хорошенькая, и умненькая, и танцевать умеет и петь умеет, побасенки рассказывает. Как же ее не пустить?
| Козу и Маланку водят мужчины. Женщины не участвуют. |
|
ПОЧЕМУ КОЗА УМИРАЕТ
Войдя в дом, коза сначала пугает присутствующих, пытаясь их боднуть рогами, а потом под пение щедровальников танцует. Все заканчивается тем, что приходили стрелки или ребята-молодцы и выстрелив козе "в правое ушко, в самое сердушко", или под левую или правую ногу, "коза упала, ноги задрала, а потом неживая стала". Одним словом, коза умирает.
- Смерть козы – символизирует зимнюю смерть растительности, поля, - добавила Ольга Наливайко. - Однако в ритуале главное не смерть козы, а ее оживление. Все присутствующие в доме, а также щедровальники, пытаются оживить козу, рассмешив ее. Оживание козы знаменует оживание весной природы.
В заключение щедровальники провозглашают стихи с пожеланиями счастья, добра в новом году и просят вознаграждения для Козы, Маланки или других ряженых персонажей: "Дайте денег, звонка залатать", "Дайте козе на сено, Маланке на фартук, деду на табак".
КСТАТИ
Наши предки верили, что на Маланки, особенно в Новогоднюю ночь, растения понимают человеческую речь, а животные разговаривают по- человечески, и в эту волшебную ночь могут пожаловаться Богу на хозяев, если те плохо с ними обходятся.
Фото: ua-travels.livejournal.com, photo.i.ua.