Об этом свидетельствуют улики, найденные на месте происшествия
2 мая в 22.15 возле железнодорожной станции «Расава» Кагарлыкского района Киевской области пассажирский поезд № 168 «Столичный экспресс», следовавший по маршруту Днепропетровск - Киев, сошел с рельсов. Локомотив, пустой грузовой вагон для перевоза автомобилей и три пассажирских вагона перевернулись. В экспрессе находились 510 пассажиров…
Экспресс мчался со скоростью 120 км/ч
Семафор зеленым светом показывал машинисту, что все в норме - можно ехать. До поворота, который регулируется автоматической системой разводных стрелок, оставалось 650 метров. Состав мчался со скоростью 120 км/ч…
- Я как раз вышел в тамбур покурить, - рассказывает Сергей, пассажир второго вагона. - Вдруг раздался резкий скрип, словно железом по асфальту! Вагон начал качаться, стены дрожали, по ним что-то било, будто пулеметная очередь (наверное, камни). Дальше - сильный толчок, и я со всего маху врезался в дверь, успев закрыть голову руками. Помню, как кричала какая-то девушка: «Мамочка! Помогите!» А вокруг - дым, гарь. Когда все остановилось, мне кто-то помог выбраться через ту самую дверь, в которую я только что влип. Когда посмотрел на вагон, был в шоке - он врылся в землю на метр! Паники не было. Люди помогали друг другу, вытаскивая детей через форточки, но в основном все выходили в двери, которые открыли проводники…
Спасатели, милиция и машины «скорой» добрались к месту происшествия в течение получаса. За это время почти все пассажиры успели сами выбраться из накренившихся вагонов и, оказавшись на улице, сразу же стали звонить родным и близким…
После оказания первой медицинской помощи людей перевели в электричку, на соседний путь. И в 1.40 все уже были в Киеве, где возле вокзала их ждали около сотни автобусов «Укрзалiзницi», которые развезли пассажиров аварийного рейса по домам.
Стрелочный механизм обмотали веревкой
«Причиной крушения поезда «Столичный экспресс» стало умышленное несанкционированное вмешательство посторонних лиц в оборудование железнодорожного транспорта, связанное с безопасностью движения поездов», - такое заявление вчера на экстренном брифинге сделал генеральный директор «УЗ» Владимир Козак.
- О том, что это не просто хулиганство, а спланированная акция, говорят улики, обнаруженные на месте крушения поезда, - рассказывает Владимир Козак. - Так, на вал привода системы переводной стрелки была намотана веревка. При этом защитная крышка механизма оказалась вскрыта. К тому же преступники точно рассчитали время, когда нужно заблокировать механизм, чтобы состав сошел с рельсов. И, судя по всему, они отлично знали конструкцию стрелочного перегона…
На вопрос, может ли это быть терактом или ответным действием на повышение «УЗ» тарифов, Владимир Козак отвечать отказался, предложив дождаться завершения расследования, которое ведет транспортная милиция вместе с Генеральной прокуратурой и СБУ.
ВОПРОС РЕБРОМ
Получат ли пассажиры компенсацию?
Генеральный директор «Укрзалiзницi» Владимир КОЗАК:
- Согласно действующему законодательству, пассажирам поезда будет компенсирован ущерб. Его сумма будет озвучена после завершения расследования.
КСТАТИ
Вчера целый день на аварийном участке проводились восстановительные работы, из-за чего поезда объезжали это место по маршруту Киев - Мироновка - Фастов, опаздывая в Киев на один-два часа. По данным «УЗ», уже сегодня поезда будут курсировать в привычном ритме.
КОМПЕТЕНТНО
Константин АЗАРЕНКО, заместитель начальника по безопасности движения Юго-Западной железной дороги:
- Произошедшую аварию мы восстановили по секундам, и могу с уверенностью заявить, что это сделал человек, в совершенстве знающий, как работает железная дорога. Механизм привода очень сложный, и обычный человек не смог бы перевести стрелки вручную.
По показаниям каскада работники все делали правильно, был сигнал, что поезд может ехать. Как раз в тот момент, когда переводились стрелки, на станции стояла электричка, пропускающая поезд. Преступники не успели перевести стрелки до конца. Если бы им это удалось, поезд мог бы столкнуться с электричкой. Тогда жертв было бы намного больше. По нашим данным, стрелку начали вручную переводить через две секунды после того, как поезд пересек семафор. И просто чудо, что поезд приземлился так мягко и не вылетел в поле…
КАК ЭТО БЫЛО
Машинист даже не догадывался об угрозе
Расшифровка системы, которая контролирует работу связи и прохождение поездов, показала, что рейки на стрелочном переводе развели сразу после того, как машинист проехал на зеленый свет семафора. То есть он даже не догадывался об угрозе. Дело в том, что, если бы стрелка вышла из-под контроля раньше, для машиниста загорелся бы красный свет, и он бы начал экстренное торможение. Расстояние от точки входящего сигнала до стрелки поезд преодолел за 21 секунду. Именно за это время злоумышленники успели частично развести рейки, из-за чего электровоз на полном ходу вылетел с пути…
ОФИЦИАЛЬНО
В больницу попали двое взрослых и ребенок
По прибытии в Киев медицинскую помощь получили 30 человек (в основном ушибы и ссадины), из них трое (в том числе и ребенок) госпитализированы. У 24-летнего мужчины сотрясение мозга, у женщины (1967 года рождения) - ушиб почки, у 11-летнего мальчика - травма брюшной полости. Их жизни ничего не угрожает.
Также 23 человека оставили в поезде свою поклажу. Вчера эти вещи привезли в Киев и вернули хозяевам.
Для пассажиров «Столичного экспресса» «Укрзалізниця» организовала прямую телефонную линию: (044) 465-20-34 (круглосуточно).
Еще фото с места трагедии смотрите в разделе Слайд-шоу