Загрузить еще

Школа: "все включено"

Школа:
Фото: В школе №168, где дети сдружились с первого класса, не принято обращать внимание на диагнозы. Фото: архив школы.
"Сын теперь боится заболеть"
 
Сегодня - Международный день инвалидов. День, когда по отечественной традиции принято со скорбными лицами говорить о проблемах людей "с особыми потребностями", о том, как им помогать. 
 
Профессор Андрей Шевцов. Фото: личный архив.
- К сожалению, в нашем обществе человека с инвалидностью воспринимают как ребенка, которого надо защитить от "плохого" окружающего мира, - говорит доктор педнаук, профессор, завкафедрой ортопедагогики и реабилитологии Национального педагогического университета им. М. Драгоманова Андрей Шевцов. - Я бы назвал это "моделью жалости". На самом деле лучшее, что можно сделать для таких людей - это дать им качественное образование и трудоустроить. Когда родители  требуют индивидуального подхода к своему ребенку в школах, гимназиях, лицеях, о чем идет речь? О развитии способностей, характера. А когда говорят о ребенке с инвалидностью? О диагнозе. На такого ученика общество не смотрит как на будущего профессионала. 
 
Включенные (инклюзивные) школы - тренд последних лет. Детей с инвалидностью теперь принято сажать за одну парту с обычными сверстниками. Чиновники от образования бодро отчитываются о том, в скольких еще школах появилось такое нововведение. И родители, конечно, не против. Пока дело не касается их собственных детей.    
 
- Если чужому ребенку не повезло со здоровьем, почему мой должен страдать? - возмущается мать киевского третьеклассника Тамара Прощук. -  Ничего нормального не вижу в том, что у нас в классе появился мальчик с ДЦП. Таким детям надо особое внимание, значит, его недополучит мой сын, ведь возможности учителя не беспредельны. Теперь "правильные" педагоги стараются избегать атмосферы соревнования. Будет ли в будущем конкурентоспособным мой ребенок при таком воспитании? Не наносит ли такое соседство психологическую травму? Одних лечат, а других - калечат?! Сын вначале не мог спать ночами, все спрашивал, почему Алеше так тяжело двигаться, все ли дети могут так заболеть.  Я не хочу, чтобы он думал о негативе. Сын имеет право на счастливое детство! 
 
"Над слуховыми аппаратами дочек одноклассники смеются"
 
- Соседство со здоровыми детьми - сплошные испытания, а не поддержка, - уверена Ирина Стасенко, мать слабо­слышащих дочек-близнецов. - Учу девочек, что они должны выстоять, чтобы не осталось "клейма инвалидок". А так - сверстники игнорируют, смеются над тем, как дочки переспрашивают, над их слуховыми аппаратами. Учителя раздражаются, отказываются сажать за первую парту, где им лучше слышно и можно читать по губам. Во время диктантов им не хотят делать поблажки, повторять. Да и дети-колясочники, думаю, в наших неприспособленных школах на каждом шагу сталкиваются с тем, насколько они слабее, беспомощнее, чем здоровые. Что же в этом воспитательного? 
 
Не удивительно, что две трети учителей и треть родителей выступают против нововведений. Такой опыт за границей называется "учебные заведения с примитивной интеграцией". Кстати, в Европе включенные школы работают уже более 20 лет. Почему же у нас так заинтересовались идеей?  В Верховной Раде на рассмотрении - 4 законопроекта о подобной возможности получения образования детьми с особыми потребностями. Поговаривают, что за гуманизмом чиновников, как всегда, экономия. Закрыть специнтернаты, которые требуют больших затрат, выгодно. А  что дальше - проблемы родителей и педагогов. 
 
По мнению Андрея Шевцова, предложить детям с инвалидностью учиться в школе, где нет соответствующих для них условий, равносильно тому, как если бы пригласить пассажиров в самолет, где нет топлива, кресел, карты, штурман не знает, что делать, а бортпроводник ушел отдыхать. 
 
Мозги, которые не утекают
 
Три года назад Андрей Гарриевич создал в своем университете новую кафедру ортопедагогики и реабилитологии, где будущие педагоги узнают, как мотивировать таких учеников на достижения и успех, как создавать для них условия во включенных школах. Нужна не помощь из абстрактного милосердия, а вложения в людей, которые принесут обществу материальную и духовную отдачу. Если говорить цинично, в наши времена утечки мозгов люди с высоким интеллектом и физическими ограничениями никуда не уедут. На них можно рассчитывать. Воспринимать как ресурс, а не балласт. Но мы упорно называем "нездоровыми" молодых спортивных парней и девушек, которых волнуют вопросы секса и любовной взаимности. Пусть у них есть проблемы со слухом, зрением, координацией движений. 
 
- Чем меньше дети, тем меньше они делают акцент на диагнозах сверстников, тем легче завязывается общение, - утверждает замдиректора киевской школы №168 Лариса Шевчук. - Мы уже 7 лет принимаем в первый класс детей с ДЦП. Сейчас 86 учеников с какими-то физическими особенностями, то есть каждый пятый школьник. Среди них - около 30 колясочников, которых отказывались брать даже в специнтернаты, предлагали лишь надомное обучение. Пятеро детей в этом году станут выпускниками. Они не растеряны, не видят преград в том, чтобы сдать ВНО и поступить в выбранный вуз. Пока идут занятия, именно они более сосредоточены на учебе, вот и "подтягивают" сверстников. Или просто дают списать.
 
Эта школа - пример настоящего "включения". Есть материальные условия: пандус с поручнями, стенки оборудованы поручнями, правильно обустроенные туалеты. Школьников с особыми потребностями утром отвозят в школу, после 18.00 развозят по домам.
 
Что касается обычных детей, их родителей нередко привлекают малые группы до 15 человек, где есть много "бонусов": занятия ЛФК, тренажеры, дополнительный присмотр воспитателей и нянечек. Те же, кто категорически против "одноклассников-инвалидов", отправляют сыновей и дочек в стандартные классы.  
 
- Пока не было продвинутых пап и мам, которые бы отдавали детей во "включенные" классы в воспитательных целях, - вздыхает Лариса Петровна. 
 
СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ 
 
В девятом классе отстоял право поступить в вуз 
Богдан Геппа уверен, что юристы должны не только защищать права людей с инвалидностью, но и учить их, как самим защищать права. Фото: личный архив.
 
Директор киевской юридической фирмы Богдан Геппа рассказывает о своей свадьбе, которая была полтора месяца назад. Говорит, что жена - невероятно красивая. И - здоровая. Уточнение понятно, ведь у этого благополучного 26-летнего юноши от рождения - первая группа инвалидности. Сегодняшние успехи, очевидно, удивили бы педагогов и врачей, которые упорно не хотели признавать за ним право на высшее образование. 
 
Богдан прошел классические в нашей стране этапы жизни ребенка с ограниченными физическими возможностями. Вначале - надомное обучение с учителями, от которых, по его словам, не всегда видел нормальное отношение и хотя бы минимальное желание обучать. В шестом классе попал в спецшколу-интернат. Там "под гребенку" мальчику с ДЦП поставили диагноз "задержка психического развития". Это означало дополнительный год учебы, чтобы окончить базовую школу, а затем - только ПТУ. Комиссия из учителей и врача настаивала на таком решении. Но юноша взбунтовался и показал, что знает законы: "Не имеете юридических оснований для такого вывода, так как школьная комиссия неправомерная, не может решать вопросы дальнейшего образования. Давайте направление в городскую комиссию".
 
Богдану удалось добиться своего, выдержать испытания и снять диагноз. Тогда же он заинтересовался правоведением. Дальше был  открытый университет "Украина". На занятия приходилось добираться общественным транспортом с Борщаговки на Троещину (а это разные концы города), так что почти не было сил отвечать на занятиях. 
 
Сейчас же он уверен: детей с особыми потребностями не надо отделять, им не нужны специальные условия, иначе они никогда не будут готовы к нормальной жизни. Но этот проект надо внедрять продуманно, иначе смешно надеяться, что воспитатели и учителя с копеечными зарплатами будут воспитывать толерантность в детях.