Фото: Родители опасаются, что профильные программы для старшеклассников по сложности будут напоминать вузовские. Фото: Марина Волосевич.
Задуматься о выборе вуза вскоре придется семьям, в которых есть подростки. Ведь с 10-го класса им предстоит выбрать профиль, специализацию, которой посвятят основное учебное время. В большинстве школ, кроме экспериментальных, старшеклассники не столкнутся с этим новшеством ближайшие пару лет. А вот для нынешних пятиклассников и учащихся начальных классов это - единственный вариант будущего: с 2018-го все учебные заведения будут работать по такой программе. Так указано в "Концепции профильного обучения в старших классах", которую утвердило Минобразования.
ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?
Как пояснили в Институте инновационных технологий и содержания образования МОН, выбирать придется между четырьмя видами специализации: математическими, естествоведческими классами и двумя вариантами филологических (украинский язык и литература, иностранный язык). И этот выбор - не формальность, как раньше, когда в спецклассах просто давали углубленные программы. Теперь учеников освободят от изучения большинства предметов, ненужных для избранной специализации. Если сейчас в школьных программах 15 учебных дисциплин, то после реформы лишь "шестерку" будут изучать все без исключения старшеклассники. Это физкультура и история (Украины и всемирная), а еще все те же предметы, которые для кого-то станут профильными: математика, украинский, иностранный, естествознание (то есть микс из элементов физики, химии, биологии).
Скажем, те, кто выберут математический класс, будут зубрить алгебру и геометрию 10 часов в неделю. И еще 5-10 часов в неделю осваивать различные спецкурсы, факультативы по выбранной специализации. А для гуманитариев и остальных "непрофильных" математику будут преподавать 3 часа в неделю. Ну и требования к усвоению предмета, естественно, предусмотрены разные. Кроме того, есть еще четыре "добровольно-принудительных предмета", которые, по замыслу МОН, помогут учащемуся стать всесторонне развитым человеком: "Основы здоровья", "Технологии", "Искусство", "Прикладная экономика". Старшеклассник должен выбрать из этого списка всего один предмет в год.
ЭКСПЕРТЫ СОМНЕВАЮТСЯ
- Нововведение принесет множество перемен в школах и вузах, - считает преподаватель английского языка харьковской спец-школы №114 Оксана Колесникова. - Исчезнут специализированные учебные заведения в том виде, в котором мы знали их до сих пор. В "Концепции…" написано, что профильные классы необязательно должны быть в школах. Их разрешено создавать при колледжах, вузах, так что, скорее всего, в них трансформируются нынешние подготовительные отделения вузов. Но что тогда преподавать "на местах"? Шесть базовых предметов?
- Возможно, довузовское образование сольется с профильными занятиями, - размышляет заведующая подготовительным отделением Киево-Могилянской академии Лариса Кадурина. - У нас уже сейчас есть программа не только для старших классов, но и для 9-го: учим школьников, как подготовиться к диктанту по украинскому. Мы готовы работать с намного большим количеством учащихся, чем сейчас. Но лично я считаю, что профобучение может привести к серьезным пробелам в знаниях. Скажем, человек зациклился на филологии, точные науки в старших классах игнорировал и вдруг понимает, что его призвание - стать экономистом или программистом. Что ему делать? Мы проводили исследование уровня грамотности абитуриентов: за последнее десятилетие он сильно снизился. А при таком подходе может падать еще быстрее…
СЛАБОЕ ЗВЕНО
Не только разрыв знаний у "физиков" и "лириков" пугает многих педагогов и родителей. По словам главы Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Лилии Гриневич, в отдельных школах введение специализации может привести к сокращению учителей, а родители будут вынуждены самостоятельно оплачивать обучение детей по профильным предметам.
Одно из самых слабых звеньев - профобучение в селах. Если и сегодня один педагог там может читать разные предметы, как же обеспечить углубленные знания? МОН оптимистично предлагает ввести для детей дистанционные занятия (а где брать компьютеры?) или сдавать курсы экстерном. А не означает ли последнее вариант, когда школьники не станут учить ничего, кроме "базовых" 18 уроков в неделю?
Впрочем, есть и неоспоримый плюс: задуматься о будущем детям придется раньше, чем сейчас.
КОМПЕТЕНТНО
Директор Киевской малой академии наук Владимир ВАСИНЮК:
- Чтобы выбор был осознанный, предусмотрена профориентационная работа уже в 6 - 9-х классах. Мы уже начали брать в программы детей этого возраста, а при введении профильных классов неизбежно надо будет помочь детям 12 - 15 лет раскрыть способности, заинтересоваться наукой. Планируем программы, где они смогут поработать над исследованиями в разных направлениях и выбрать что-то по душе.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies