Фото: Современных девочек смешат средневековые рыцари, которых они изучают в 7-м классе. Фото: Иван Вислов.
Спасенная Запорожская Сечь
Тема единого учебника по истории, который планируют издать в России, подогрела интерес к этому школьному предмету и у нас. Много ли разных толкований событий прошлого в украинских пособиях? Как они меняются? Чем отличаются от российских?
История - один из самых переменчивых школьных предметов, считает кандидат исторических наук Надежда Прягина. Физические законы от политической ситуации не меняются. Зато чуть ли не каждое поколение учат по-новому трактовать события прошлого, вводя специфические термины и вычеркивая неугодных деятелей прошлого. В последнее время, казалось, история вообще "пошла по рукам" - учебники писали десятки авторов. В России же одной только "Новейшей истории", рекомендованной к изучению, - 15 вариантов. Все это - живые творческие процессы, по мнению Надежды Станиславовны, однако противоречия, заложенные в книгах, могут принести немало проблем школьникам, которым все это надо выучить и сдать. Впрочем, и в Украине Минобразования постепенно переходит к единообразию, не привлекая к этому внимания. Речь о том, что гриф "Рекомендовано" в последнее время ежегодно получают один-два учебника. Как же в них подается история?
По программе пятиклассники начинают со "Вступления к истории" (автор В. Власов): знакомятся с первыми терминами (например, "хронология"). Из этого же пособия впервые узнают о Киевской Руси, Запорожской Сечи, Голодоморе. Термины в основном знакомые старшему поколению, но сколько же вокруг них велось дискуссий! Например, в других учебниках вместо Киевской Руси - "Правление киевских князей", вместо Запорожской Сечи - "Украинское (или запорожское) казачество".
"Край азарта"
События 1917-1920 гг. на нашей территории обозначены в современном варианте как Украинская революция. Кстати, в учебниках для более старших классов события на территории соседней страны названы соответственно Российской революцией. Термин "Октябрьская социалистическая революция" исчез как в наших пособиях, так и у соседей. Вот только в будущем едином учебнике в России вместо него - Великая российская революция.
Немного неожиданный переход от душевного описания Украинской Народной Республики к факту: в 1919 году была установлена советская большевистская власть. Впрочем, программу, очевидно, старались ужать. И на том спасибо, ведь были и варианты учебников для пятиклассников, в которых ради разгрузки неокрепших детских умов не упоминались почти никакие украинские политические и культурные деятели. Только - памятники, памятники… Советская власть "увязана" в тексте с созданием колхозов и Голодомором. А вот понятие "Великая Отечественная война", которое сочли было советским, вернули и здесь, и в книге для 11-го класса.
И сразу скачок в современность: космонавт Леонид Каденюк, футболист Андрей Шевченко.
В прошлогоднем российском пособии еще попадаются декабристы.
Забавное задание: в тексте, где перечислены современные президенты от Кравчука до Януковича, просят проставить смайлики: хохочущие или с удивленно открытым ртом. Нет, не пугайтесь, никакой политики! Речь лишь об усвоении материала в игровой форме: так школьники помечают знакомую и новую информацию.
Интересны и "трудности перевода": в варианте учебника для русскоязычных школ Украина под занавес трогательно названа "песенным краем азарта и труда". Может, усердия? Или азарт - это новый образ современности?
Путч важнее для Украины?
Если со Средневековьем все более-менее понятно, то в событиях XX столетия современному подростку куда сложнее разобраться, а они представлены во "Всемирной истории" для 10-го класса (П. Полянский) и 11-го И.Щупак). По мнению киевского учителя истории Константина Левченко, много подробных и адекватных описаний. Вводятся понятия "геноцид", "антиглобализация", "советизация" новых территорий. Подробно освещены украинско-канадские отношения, жизнь диаспоры. А вот "антигосударственный путч 1991 г." упомянут словно бы вскользь, как и оборона Белого дома. Интересно, что эти же темы намного детальнее описаны в "Истории Украины" для 11-го класса.
Отечественная "Всемирная история" оформлена рисунком украинского школьника М.Щупака, обучающегося в Канаде.
Описание последнего десятилетия есть в наших учебниках, изданных в 2011 году, будет оно и в единой российской "Истории". Как именно там будет отражен период президентского правления Путина, инициатора создания нового пособия, пока неизвестно. Тем более окончательно доработать издание и перевести на него все школы планируют не раньше
2020 г. В нашей же "Всемирной истории" уже сейчас можно прочитать жесткие высказывания о том, что при Путине началось ущемление свободы слова, а во время правления президента Медведева реальная власть принадлежит Путину (с ссылкой на аналитиков, имена которых не указаны). Подробно говорится о первой и второй чеченских войнах, терактах, пара слов - о деле Ходорковского. "После "Оранжевой революции" отношения России и Украины значительно ухудшились", - утверждает автор учебника и добавляет, что при президенте Януковиче происходит реанимация этих отношений.
ДРУГАЯ ВЕРСИЯ
Дворянская оппозиция разбудила Герцена?
По сравнению с грядущими нововведениями единого учебника по истории в России в наших книгах термины "на местах". У нас татаро-монгольское иго, а не власть Золотой Орды, отмена крепостного права - а не социально-правовая модернизация, декабристы - а не дворянская оппозиция. Очевидно, цитата, которую когда-то в советские времена учили школьники, могла бы звучать так: "дворянская оппозиция разбудила Герцена".
Встречаются в украинском учебнике по всемирной истории как белогвардейцы, так и антибольшевистские силы (в России останется лишь второй термин). Рассказывая про сталинские времена, наши пособия дают термины "репрессии, тоталитарный режим, преследование "врагов народа". Это - вместо нейтрально-загадочного определения "советский вариант модернизации", принятого отныне в соседней стране. Кстати, массовыми репрессиями авторы российского учебника называют лишь период 1937-1938 гг.
А КАК У НИХ?
В Великобритании обсуждается проект, согласно которому из учебников истории удалят упоминания о Крестовых походах. Речь о том, что иллюстрации к этим событиям могут травмировать школьников, кроме того, задеть чувства британцев-мусульман.
В США споры по поводу школьных учебников не утихают между консерваторами и либералами. Первые настаивают, чтобы в пособиях было записано, что именно божественное провидение сохранило жизнь Джорджу Вашингтону во время войны за независимость. Вторые требуют делать акцент на борьбе за гражданские права и торжестве политкорректности. Например, вместо военных деятелей внести такие имена, как Клара Бартон - основательница американского отделения Красного Креста, Цезарь Чавес - активный борец за права фермеров, Барбара Джордан - первая черная женщина-сенатор от Техаса.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies