Неандертальцы вымерли по собственной глупости

Фото: Неандертальские мужчины во все времена были небезразличны женщинам нашего вида. Фото: globallookpress.com.
Непродолжительное сожительство

Физики, химики, антропологи, более 5 лет работавшие по исследовательской программе Reset (реакция представителей человеческого рода на внезапные изменения окружающей среды), внесли существенные коррективы в современные представления об истории взаимоотношений людей и неандертальцев.

Чуть ли не в школьных учебниках записано, что люди нашего вида пришли в Европу около 35 тысяч лет назад. Застали там неандертальцев. И просуществовали рядом, пока те не вымерли примерно 28 тысяч лет назад.

Ныне сроки пришлось пересмотреть - после того как специалисты в ходе нынешних исследований усовершенствовали методы радиоуглеродного датирования. И теперь предложено считать, что представители рода Homo sapiens появились в Европе на 10 тысяч лет раньше - примерно 45 тысяч лет назад. И неандертальцы исчезли раньше - где-то 40 тысяч лет назад.

В любом случае Homo sapiens и неандертальцы жили на одной территории примерно 5 тысяч лет. За это время представители обоих видов неоднократно вступали в интимные отношения. И производили совместное потомство. В результате ДНК неандертальцев находят в геноме современных людей.

Глазастые, но недальновидные

Робин Данбар и Ейлунед Пирс из Оксфордского университета, сравнив черепа Homo sapiens и неандертальцев, обнаружили: глазные впадины, а соответственно и сами глаза у наших братьев по разуму были больше. Ученые полагают, что они таким образом приспособились к длинным и темным европейским ночам - особенно зимним. В результате изменился и мозг неандертальцев. В нем развились области, ответственные за восприятие визуальной информации.

Homo sapiens, то есть наших непосредственных предков, происходящих из Африки, подобная адаптация не коснулась. Вместо этого у них развивались лобные доли, задействованные в обработке данных.

По словам Ейлунда Пирса, объем мозга Homo sapiens и неандертальцев был примерно одинаков, но последние использовали его больше для зрения и для контроля собственного мускулистого тела. А на раздумья, на социальные связи и коммуникации их мозга уже не хватало.

Без мыслей о прекрасном

Неандертальцы практически не занимались творчеством - не рисовали на стенах пещер, как наши непосредственные предки, не лепили из глины, не изготавливали украшений. Вся их деятельность имела практический смысл, а предметы, сделанные их руками, были напрочь лишены какого-либо символизма.

Ко всему прочему, неандертальцы не могли объединяться в группы для выполнения какой-нибудь сложной задачи, с трудом взаимодействовали друг с другом. Homo sapiens, наоборот, легко сотрудничали, объединялись в кланы. И одни часто оказывали помощь другим. Не исключено, что именно от этого люди смогли подготовиться к тяготам ледникового периода, а неандертальцы - нет. Вот и вымерли.

А мы сохранились и благодаря своему мозгу развили способность к языкам. Они очень сложные. Неандертальцы бы их никогда не освоили.

- Похоже, что мы их и вправду переиграли с помощью языка, - соглашается известный биолог, лингвист, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Черниговская. - Homo sapiens научились разговаривать звуками, а неандертальцы, насколько нам известно, освоили только язык жестов.

Конечно, преимущество оказалось на нашей стороне. Одно дело предупредить об угрозе словами - быстро, звучно, понятно. А пока из кустов пальцами просигналишь, дикие звери всех соплеменников растерзают.

Помимо всего прочего, Симон Нойбауэр и Жан-Жак Юблен из Института эволюционной антропологии Макса Планка обнаружили, что неандертальский мозг рос быстрее человеческого. Это приводило к тому, что окружающая среда мало влияла на его развитие, на формирование связей между нейронами. Неандертальцы, по мнению немецких исследователей, напоминали людей, страдающих аутизмом.

Может быть, мы их действительно съели?

Теорию о том, что неандертальцы пали жертвой людоедов, которыми были Homo sapiens, развивают Поликарп Хортола и Бьенвенидо Мартинес-Наварро из Университета Таррагоны. По мнению этих испанских ученых, наши непосредственные предки были пришлыми на всех континентах, кроме Африки. А неандертальцы - местными, с которыми "пришельцам" приходилось конкурировать за ресурсы. Когда других ресурсов не хватало, более хитроумные Homo sapiens добывали и употребляли в пищу менее сообразительных братьев по разуму. Постепенно  за 5 тысяч лет съели всех.

Homo sapiens потеют. От этого и помогают друг другу

Ученые получили доказательство того, что феромоны, по крайней мере мужские, все-таки существуют. В поте представителей сильного пола, к примеру, содержится андростадиенон, который на них же и действует: способствует сотрудничеству, усиливает желание оказать друг другу помощь.

В экспериментах, проведенных финскими исследователями из Университета Турку, андростадиенон вдыхали добровольцы. И чаще склонялись к групповой, а не к эгоистичной стратегии поведения из предложенных на выбор. Мужчины активнее делали предложения о сотрудничестве и принимали их. Экспериментаторы обнаружили еще одну особенность: чем выше у мужчины был уровень феромона, тем больше лидерских качеств он проявлял. И тем охотнее с ним сотрудничали другие. Словно бы слетались на "запах" успеха. Кто знает, может быть, неандертальцы недостаточно потели? От этого и не были склонны к групповым занятиям? Или их вид людей был лишен соответствующего феромона? Вдруг и это поспособствовало тому, что они в итоге вымерли.