Фото: Как говорят сотрудники рекрутинговых агентств: «Ваши моряки как Рембо, только стоят дешевле». Фото: УНИАН.
На днях береговая полиция Индии задержала судно Seaman Guard Ohio. Экипаж, в составе которого трое граждан Украины, по информации СМИ, обвинили в контрабанде оружия. Другая же сторона заявила, корабль занимался сопровождением грузовых судов через зону, где бесчинствуют пираты, и никакого отношения к торговле боеприпасами иметь не может. Как выяснила "Комсомолка", украинцев довольно часто вербуют в морскую охрану.
Все, что мы делаем, - легально
О том, что в мире существуют десятки контор, которые имеют свои мини-армии, говорили давно. Не секрет, крупные нефтяные компании нанимают целые отряды боевиков для охраны своих нефтескважин от мародеров. С недавних пор частные армии начали привлекаться и к охране судов, проходящих у берегов Сомали. Очевидно, эта тема так бы и осталась далекой от Украины, если бы не инцидент с Seaman Guard Ohio.
С представителем охранной фирмы мы встретились в одном из киевских ресторанчиков. Солидный, подтянутый мужчина спортивного телосложения назвал себя Стасом. На встречу пришел с планшетом, был улыбчив и весел.
- Вы, наверное, думаете, что мы вербуем наемников? Это не так. Это легальный бизнес, - делая долгую паузу и выпивая чашку кофе залпом, говорит наш собеседник. - Украинское законодательство не разрешает регистрировать охранные компании, которые работают с огнестрелом. Но закон не запрещает, чтобы наши граждане работали на иностранные фирмы. Например, в Германии, Голландии, Японии, Британии, Мальте разрешено работать с настоящим оружием. Но, чтобы не возникало вовсе никаких вопросов, конторы регистрируются в офшорных зонах. Например на Кипре. На такую работу, как правило, набирают бывших отставников правоохранительных органов или военных в отставке. Людей, которые имеют подготовку. Задача - охранять как суда, так и конкретный груз. Недавний пример с "Гринпис". На платформе вместе с пограничниками были и сотрудники охранной фирмы. Экологам еще повезло, что они остались живы.
По словам нашего собеседника, в Украине есть рекрутинговые агентства, которые набирают персонал для британских и американских контор. Охранников вербуют из бывших военных, сотрудников МВД, СБУ, МЧС. Наши бойцы - на хорошем счету. Мало того что отменно подготовлены, так и платить им нужно в три раза меньше.
- С каждым подписываются контракты, но только не на охранные услуги, таких не существует. Берутся стандартные контракты IMO (международная морская организация), какие заключаются с моряками. Все работники застрахованы, - продолжает Стас. - Если что-то случается, компенсации выплачиваются без задержек. Никому не нужно портить репутацию. К счастью, с нашими ребятами такого не было, были случаи с россиянами. Пару раз им приходилось вести настоящий бой. Были раненые.
Пираты XXI века уже давно сотрудничают с крупными мировыми корпорациями, зарабатывая для них хорошие деньги. Фото: Gettyimages.
Больше всего кадров в Одессе и Новороссийске
По словам Стаса, использовать огнестрельное оружие на судах запрещено. Стрелять можно только в самых крайних случаях. Все, что происходит, фиксируется на видеокамеру.
- К примеру, идет какая-то лодка с сомалийцами. На позывные не отвечает. Вдруг она меняет курс и плывет на судно. Охрана тут же занимает позиции, взводит затворы. Но первыми огонь никто не открывает. Стрелять можно, только если появилась явная угроза: таран или обстрел. Но все должно быть записано на видео, иначе будут проблемы.
Стас утверждает, украинцев, которые зарабатывают себе на хлеб автоматами, пока что пару сотен, но этот бизнес развивается.
- В России это поставлено уже на поток, отбор очень жесткий, - продолжает собеседник. - Из Украины отправка происходит редко. В основном выезжаем в Новороссийск. Первым делом претендентов ведут в тир, чтобы оценить огневую подготовку. Затем спортзал. Обязательное требование - знание английского. Также претендент должен хорошо разбираться в конструкции судов и уметь оказывать медпомощь. Ну и конечно, должен иметь отменное здоровье.
- А сколько получают украинцы в таких компаниях?
- Зарплата около 2 тыс. фунтов. Местный боец на аналогичной позиции зарабатывает в 3-4 раза больше. Этим и обусловлена популярность украинских и российских ребят. Для наших отставников это нормальные деньги.
Судно Seaman угодило под арест индийской полиции случайно, из-за тайфуна капитан вынужден был зайти в порт без разрешения. Фото: wikimedia.org.
В Индии арестовали плавбазу
Поинтересовались мы и судьбой украинского экипажа судна Seaman Guard Ohio, которое было задержано в Индии. По словам нашего собеседника, то, что произошло, это несчастный случай. Экипаж отпустят.
- Судно Seaman Guard Ohio это не просто корабль для охраны судов, это плавбаза. Она не занимается непосредственно охраной, а сдает в аренду оружие охранным фирмам, - говорит Стас. - К примеру, судно выходит из территориальных вод какой-либо страны, подходит к такой базе. Здесь вооружается охрана. В конце опасной зоны охранники сдают оружие уже на другой базе. После корабль заходит в территориальные воды и идет на разгрузку. Ничего незаконного.
По словам нашего собеседника, в Индии случился форс-мажор.
- Надвигался шторм, нужно было что-то делать, и капитан принял решение зайти в гавань, - продолжает Стас. - Времени на получение разрешения у них не было.
Подробности
Как судовладельцы проходят через опасную зону
У судовладельца есть четыре пути, как провести судно через опасную зону.
Первый путь - идти на свой страх и риск. У быстроходных контейнеровозов очень высокие борта, которые обиты колючей проволокой, от них отходят высокие волны. У пиратов зачастую резиновые лодки или рыбацкие катера. Они попросту не подойдут к такому пароходу. Но риск все равно есть. Яркий пример - украинское судно "Фаина", которое так и не смогло проскочить.
Второй путь - нанять охрану и купить страховку. Перед тем как напасть, пираты пристально следят за кораблем. Если они увидят в свои бинокли, что на судне вооруженные люди, никто нападать не станет. Кроме того, как правило, охрана и страховка покупается в одной и той же компании. А значит, пираты "свой" корабль трогать не будут.
Третий путь - пройти красную зону в конвое. Раз в неделю через зону проходит военный корабль, который может сопроводить всех желающих. Проблема в том, что в таком конвое собирается, как правило, 30-40 судов. А это значит, такой караван растягивается на километры. Если пираты нападут, военный корабль может попросту не успеть подойти и отбить атаку.
Четвертый путь - судовладельцы порой заносят взятку британским руководителям судоуправления. В таком случае последует звонок, и пираты на пути такого судна превращаются в рыбаков.
Компетентно
Эдуард Столяров, моряк со стажем:
- То, что происходит у берегов Сомали, - это бизнес. Пираты тесно связаны с британскими и американскими страховщиками. Думаете, почему последнее время никто никого не захватывал? Да потому что платят все. Восточно-западное побережье Африки считается зоной повышенного риска. Страховщики поднимают в разы цены для судов, которые проходят по этой зоне. Учитывая, что это единственные ворота из Европы в Азию, страховые доходы колоссальные. Не кажется ли вам странным, что 90% всех морских страховых договоров подписываются с британцами. Это уверенность, что на корабль никто не нападет.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies