На днях у жильцов двадцати квартир (все из одного подъезда) старенькой хрущевки на улице Курской вмиг сломались десятки телевизоров, холодильников и компьютеров. Оказалось, на щитовой перегорел "ноль", в итоге напряжение в сети подскочило с 220 до 280 вольт…
По словам столичных пожарных, подобные происшествия - когда электротехника "оптом" сгорает в квартирах всего подъезда - случаются нечасто.
- В доме на Курской, 18 из-за проблем в электросети не только накрылись электроприборы, но и начался пожар! - рассказал "КП" сотрудник пресс-службы ГУ МЧС в Киеве Александр ХОРУНЖИЙ. - Как выяснили спасатели, прибывшие через 7 минут к дымящей хрущевке, в одной из квартир загорелся паркет. Хозяев дома не было. На полу лежал фен, вилка которого была в розетке. И хотя прибор был отключен, после скачка напряжения его коротнуло, и паркет загорелся…
Кроме квадратного метра деревянного пола, больше ничего не успело сгореть. Но жильцы дома перепугались не на шутку. Практически в каждой квартире вышла из строя бытовая техника. Причем "под раздачу" попало все, что было включено в розетку: телевизоры, холодильники, все стиральные машины, микроволновки, компьютеры. У некоторых жильцов вышли из строя сразу несколько электроприборов.
- Я сидел за компом - играл в "стрелялку", - рассказывает 14-летний Андрей. - Вдруг смотрю - дым! Причем дым и на экране монитора (виртуальный - от моей стрельбы), и настоящий - в комнате! Опустил голову под стол - системный блок дымит!
Пострадавшие собираются подавать в суд на "Киевэнерго"…
ЗВОНОК В "КИЕВЭНЕРГО"
За две недели - два иска!
В отделе судебного сопровождения компании "Киевэнерго" нам сказали, что ничего не знают об инциденте, произошедшем на Курской, 18.
Сотрудники компании, правда, признались, что за последние две недели киевляне подали два иска в суд по подобным случаям. В настоящее время идет разбирательство. Хотя, по словам энергетиков, в целом таких исков за всю историю "Киевэнерго" было очень мало. На вопрос: чем заканчивались судебные тяжбы? - специалисты отдела отвечают, что не помнят.
О ЧП на улице Курской ничего не известно и в отделе кабельных сетей компании-энергопоставщика.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Как уберечь электроприборы
Рассказывает инженер одного из столичных сервис-центров Александр КОЛЯДЕНКО
1. Следите, как светят лампочки. Если в сети проблемы, вы сразу заметите это: лампочки будут мерцать - то сильнее, то слабее. Сразу вызывайте электрика. И желательно выключить на время всю технику из сети.
2. Не включайте одновременно более трех электроприборов. Особенно будьте внимательны в выходные - когда все дома, нагрузка на сеть резко возрастает.
3. Выходя из дому, выдерните из розеток все приборы. Иначе может сгореть блок питания, и придется везти телевизор или микроволновку в ремонт. Если же уезжаете на несколько дней, то желательно выключить даже холодильник.
И запомните: после поломки техники из-за проблем в электросети сервис-центры ремонтируют гарантийную технику бесплатно. Ведь ремонтники могут только предполагать, что поломка произошла из-за скачков напряжения. Официально такой "диагноз" вправе выносить государственная экспертиза. Поэтому смело требуйте от сервис-центра гарантийный ремонт. Отказываются - пугайте иском в суд. Будьте уверены - они его сделают.
КОМПЕТЕНТНО
Как подать в суд на энергопоставщика
Советует Эдуард БАГИРОВ, председатель правления Международной лиги защиты прав граждан Украины.
Согласно п. 43 постановления Кабмина № 1357 "Об утверждении Правил пользования электрической энергией для населения", энергопоставщик несет ответственность за убыток, причиненный потребителю.
Если вы пострадали, нужно:
Оформить акт-претензию
Для этого вызывайте представителя "Киевэнерго". Вместе заполняйте специальную форму, где указываются нарушения, допущенные энергопоставщиком, и к чему они привели. Подписывается документ обеими сторонами.
Если из "Киевэнерго" никто не приедет в течение трех дней, вы имеете право составить акт-претензию самостоятельно. Документ будет считаться действительным, если его подпишут не менее трех потребителей (ими могут стать ваши соседи).
Передать его энергопоставщику
После этого компания "Киевэнерго" в 10-дневный срок устраняет все неполадки, возмещает убыток или предоставляет потребителю обоснованный отказ в удовлетворении его претензии.