Загрузить еще

Что еще придумало ГАИ, чтобы обуздать водителей

Что еще придумало ГАИ, чтобы обуздать водителей
Фото: Эксперты уверены: пока работники Госавтоинспекции не начнут строго наказывать мажоров и не обращать внимания на корочки, ситуация на дорогах Украины не изменится. Фото: Константин Буновский.

Всему виной систематическое нарушение водителями правил дорожного движения, которые часто заканчиваются жуткими авариями. Чтобы исправить положение на дорогах, чиновники совместно с Госавтоинспекций подготовили новые изменения в ПДД и в очередной раз повысили штрафы. Но смогут ли драконовские методы улучшить ситуацию на дорогах? Что нужно делать, чтобы снизить аварийность?

На эти и другие вопросы отвечают участники круглого стола, который прошел в редакции "Комсомолки". 
 
БУДЕМ ПРОВЕРЯТЬ ТЕХСОСТОЯНИЕ МАШИН ПЕРЕДВИЖНЫМИ ЛАБОРАТОРИЯМИ
 
Сергей БУДНИК, замначальника ГАИ Украины.
Сергей БУДНИК: 
 
- Возьмем опыт соседней России. У них повышение штрафов проходит поэтапно, чуть ли не каждый квартал. С 1 сентября этого года там минимальный штраф вырос до 500 руб­лей (около 120 гривен. - Прим. ред). Ну и, соответственно, все остальные подросли. Что касается Украины, то в рамках национального плана действий на 2010-2014 годы разработан законопроект. Документ предусматривает, за какие нарушения можно повысить наказания. Все это сделано не для того, чтобы собрать больше денег в бюджет, а чтобы размер штрафа выступал разъяснительной, упреждающей, сдерживающей силой. Согласно документу, выделим отдельное наказание за тонировку. Ужесточим ответственность за не пристегнутый ремень, который в 70% случаев спасает жизнь водителю и пассажиру. Будет серьезное наказание за установку на авто дополнительного света, который не соответствует стандартам и конструкции автомобиля. Будет повышение ответственности за не предоставление преимущества в движении спецтранспорта, за нарушение правил, которые препятствуют свободному передвижению инвалидов, а также за заезд на полосу общественного транспорта.
 
- А каким образом вы собираетесь, например, проверять тонировку?
 
- В стране есть соответствующий государственный стандарт. Тонировка стекла не будет проверяться инспектором ДПС, который стоит на дороге и полагается на субъективное мнение. Для этого необходимы сертифицированные приборы. У нас есть 27 передвижных лабораторий для проверки технического состояния автомобиля.  Планируем закупить еще дополнительную партию. Инспектор не имеет права просто покрутить руль и сказать, что у вас люфт в рулевом, для этого нужны приборы. Мы имеем все оборудование, с помощью которого будем контролировать техсостояние транспортных средств.
 
ШТРАФАМИ СИТУАЦИЮ НЕ ИСПРАВИТЬ
 
Вадим ВОЛОДАРСКИЙ, юрист.
Вадим ВОЛОДАРСКИЙ: 
 
- Новые штрафы, повышение наказания без защиты прав водителей вызовут только отрицательный резонанс. У нас очень часто клеймят так называемых мажоров, которые не несут ответственности за нарушения. Они не боятся нарушать правила. В то же время простого водителя разводят на деньги, наказывают за нарушение, которое он не совершал. Эти водители точно так же теряют связь между нарушением и  наказанием. Все равно с них сдерут деньги. Когда мы говорим о повышении штрафов, о работе ГАИ по привлечению к ответственности нарушителей, безусловно, - это важные вещи, но не менее важно обеспечить такую правовую ситуацию, которая максимально защищала бы простого человека. 
 
Алексей МОЧАНОВ, известный автогонщик.
Алексей МОЧАНОВ: 
 
- Я полностью согласен с капитаном Жегловым, который говорил: наказания без вины не бывает. Мне кажется, бороться повышением штрафов -  это лечить бронхит каплями в нос. За время независимости расплодились тысячи автошкол. Они не учат водителей ездить, а готовят их к сдаче экзаменов в ГАИ. Можно повышать штрафы в 40 раз, можно отбирать у людей машины. Но кто научит их ездить?
 
Также серьезный вопрос - деление водителей на "белых" и "черных". Как можно бороться с "дополнительными противотуманками" и не обращать внимания на "проблесковые маячки"? Важно не столько увеличивать штрафы, сколько добиваться неукоснительной выплаты штрафов всеми, кто должен быть наказан. Нарушил - наказали, сильно нарушил - сильно наказали, слабо нарушил - слабо наказали.
 
Я вам что скажу: люди, которые из-за ДТП отбывают наказание в тюрьме,  как один говорят: если бы его в свое время работник ГАИ строго наказал, то сейчас он бы не сломал себе и другому судьбу. А так, выпил чуть-чуть и договорился с инспектором. В следующий раз выпил больше. Результат: один - в могилу, другой - за решетку.
 
Вопрос не в том, сколько денег нарушитель заплатит - назначьте хоть 50 тысяч долларов за управление в нетрезвом виде, люди знают, что у нас можно договориться либо пронесет.
 
Владимир КАРАВАЕВ, автоэксперт, автор книги "100 аргументов против штрафов ГАИ".
Владимир КАРАВАЕВ:
 
- Мы можем говорить об аварийности столько угодно, но нужно обратиться к мировой практике. На состояние аварийности и безопасности на дорогах влияют три фактора: человек, автомобиль и дорога. Все эти годы мы пытаемся воздействовать на один только фактор - на человека. Рассказываем ему, что наказание неотвратимо. Но при этом абсолютно не влияем на остальные факторы. Вот, к примеру, вопрос тонировки. Его все время поднимают, но никак не решают. А у меня самого когда-то была глухая тонировка. Как только смеркалось, я практически становился слепым. И таких авто очень много на дорогах. 
 
Ну и самый главный фактор, который с каждым годом ухудшается, - это дорога.  Это не только асфальт. Это разметка, знаки, пешеходные переходы, светофоры.  Все стандарты написаны десятки лет назад. Сегодня при интенсивности движения, я считаю, эти стандарты надо пересматривать. Например светофоры. Они маленькие, на фоне современных рекламных щитов водители их не видят. 
 
В КИЕВЕ УЖЕ ТЕСТИРУЕТСЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ФИКСАЦИЯ НАРУШЕНИЙ
 
- Не секрет, что перед постами ГАИ водители ведут себя корректнее и стараются не нарушать правил. Может, необходимо внедрить автоматическую фиксацию нарушений?
 
 Сергей БУДНИК:
 
- Я согласен, в работе инспекторов есть субъективизм, неоднозначная трактовка. По этой причине мы всячески выступаем за автоматическую фиксацию. Эта система реализует принцип неотвратимости наказания. Срок подачи законопроекта - 1 декабря. Документ предусматривает автоматическую фиксацию нескольких нарушений: скорость, проезд перекрестков, выезд на встречную полосу, парковка, превышение скорости.
 
В Киеве уже тестируется несколько систем автоматической фиксации. К примеру, мы установили такой прибор на выезде из Киева в сторону Броваров. За 6 часов работы на одной полосе система зафиксировала более 2 тысяч превышений скорости.
 
Есть еще один важный вопрос, вопрос повторности. Помните, при советской власти за три нарушения отправляли на пересдачу. В 2008 году правило повторности исчезло практически из всех статей. Так вот, поступило поручение подготовить закон о начислении штрафных баллов. Такой закон был подготовлен, внесен в Верховную Раду, но, к сожалению, не принят депутатами. Вот и имеем порочную ситуацию, когда водитель по 50 раз нарушает, превышает скорость, платит штрафы и катается дальше. Эту ситуацию мы хотим исправить.