Одним из главных хитов YouTube последнего времени стал американский видеоролик под названием "Правда о том, почему нужно отключать электронные устройства в самолете". Стюардесса привычно велит перед взлетом отключить мобильные телефоны и другие гаджеты. Но пассажиры вдруг начинают забрасывать вопросами: а как именно айпод за 40 долларов может навредить махине за 90 миллионов? Почему мобильные друг другу помех не создают, а на самолет вдруг подействуют? Как это людям с кардиостимуляторами летать разрешают? И вообще почему электронные девайсы, как жидкости, перед посадкой не отбирают, если все это так опасно?!
Растерявшаяся стюардесса в конце концов выходит из себя и признается: "Никто не знает, почему нужно выключать ваши телефоны, потому что никто не знает, как вообще самолет летает! Мы мчимся на этой штуке в 30 тонн на бог знает какой магии, и эта жуть в любой момент может поломаться бог знает от чего". Ошарашенные пассажиры отключают мобильники. А стюардесса, сев на свое место, вынимает телефон: "У меня сестра беременная!"
БЫЛА ЛИ КАТАСТРОФА
- Зарегистрированных авиакатастроф, случившихся из-за использования сотовой связи, мировая практика не знает, - признается замдиректора департамента авиационной безопасности российского "Аэрофлота" Азат Зарипов. "Реальное влияние электробытовых приборов на систему управления самолетом также не доказано", - добавляет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Вот тебе на!
Специалисты поясняют: глубоких исследований по воздействию включенных телефонов и прочих гаджетов не проводилось, потому что это слишком сложный и дорогостоящий процесс. "Определить, какое именно устройство в какой точке внутри самолета может оказать влияние, очень трудно, надо перебрать огромное количество приборов, их моделей и протестировать на каждом сантиметре на борту - представляете?" - описывает неподъемную процедуру Роман Гусаров. В лайнерах нового поколения очень много электрических систем управления, и любой электрогаджет в руках пассажира может оказать влияние на оборудование самолета, привести к погрешности, беспокоятся эксперты.
ОДИН - НЕ БЕДА, МНОГО - ОПАСНО
- Влияние мобильных телефонов на оборудование самолета существует однозначно, - уверяет Азат Зарипов. - Это ощущается пилотами.
Сами летчики на профессиональных форумах в интернете делятся: "В ходе эксперимента без пассажиров увидели, что при посадке разговор по мобильнику в салоне приводит к отклонению директорных стрелок (или их аналогов), и если пилот не будет реагировать - самолет может снижаться ниже расчетной траектории".
Допустим, мощные волны сотовой связи вправду столь опасны (хотя официальных подтверждений, как мы видим, нет). Но чем страшны те же скромные айподики, про которые спрашивает девушка-пассажирка из видеоролика, электронные ридеры (устройства для чтения книг), планшетники?
- Во многих моделях сейчас есть модуль Wi-Fi, GSM или GPRS (устройства для передачи данных), - поясняет Роман Гусаров. - Плюс не забывайте, что любой такой гаджет имеет электромагнитное поле. Конечно, один включенный телефон или плеер на сбой оборудования самолета повлияет вряд ли, а если свои девайсы включат все пассажиры?!
- Когда самолет разрабатывается, то проходит целую серию испытаний на электромагнитную совместимость, в частности выстраиваются системы защиты от тока и полей, которые создаются молниями и другими разрядами в атмосфере, - рассказывает заведующий отделом неионизирующих излучений ФМБЦ им. А. И. Бурназяна Олег Григорьев. - Это воздействие гораздо более сильное, чем все телефоны вместе взятые.
И все же… спрогнозировать результат воздействия большого количества работающих мобильников даже на такой защищенный самолет никто не может.
НАШИ ВЫВОДЫ
Достоверных доказательств страшной опасности включенных гаджетов все-таки нет. Но когда мы садимся в многотонную махину, хочется максимально исключить любые, пусть даже преувеличенные риски. Поэтому, пожалуй, стоит все-таки потерпеть и отключить свои любимые девайсы на полчаса при взлете и посадке.
КОММЕНТАРИЙ ЛЕТЧИКА
"Лайнер - это летающий компьютер"
Президент профсоюза летного состава России, командир Ил-96 Мирослав БОЙЧУК:
- Самолет последнего поколения - это летающий компьютер. Поэтому все электронные системы, которые не предусмотрены конструкцией лайнера, при взлете и посадке должны быть выключены. Телефоны нужно отключать в том числе потому, что среди них попадаются несертифицированные, работающие на тех же частотах, что и бортовая электроника. Из-за этого возможны сбои.
Что касается плееров, электронных ридеров и прочих устройств, не принимающих сигналы извне, то вероятность их воздействия на оборудование лайнера невелика. Но правила есть правила, мы должны иметь большой запас прочности и исключать малейший риск.
В ТЕМУ
За связь в полете!
Во время горизонтального полета, когда самолет набрал постоянную высоту, использовать гаджеты не запрещается. Поскольку в этот период не задействовано то самое чувствительное навигационное взлетно-посадочное оборудование, от бесперебойной работы которого больше всего зависит безопасность полета.
Поэтому авиакомпании не только разрешают пассажирам использовать собственные девайсы, но и предоставляют дополнительные услуги. Все больше перевозчиков устанавливают оборудование для беспроводного интернета на борту.
Также продвинутые компании оборудуют свои лайнеры собственными станциями связи, которые служат посредниками между мобильным телефоном пассажира и станциями на земле. Это позволяет выходить на связь в полете за плату по тарифам роуминга.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies