25 ноября
Загрузить еще

Опасных торпед на "Щуке" не нашли - подлодку можно поднимать

Опасных торпед на
Фото: К лежащей на 52-метровой глубине лодке опускались и водолазы, и мини-субмарина «Риф». Фото предоставлено Сергеем Вороновым.

ПЯТИМЕТРОВАЯ ПРОБОИНА

Пять суток флотилия из кораблей ВМСУ и ЧФ РФ проводила исследования в Черном море. На месте гибели "Щ-216" примерно в 20 километрах от мыса Тарханкут водолазы совершили несколько десятков погружений. К лежащей на 52-метровой глубине подводной лодке несколько раз опускалась и мини-субмарина "Риф".

- На дне видны около пятнадцати воронок от глубинных бомб, да и пробоина во втором отсеке намного больше, чем мы предполагали: дыра шириной от трех до пяти метров, - рассказал "КП" руководитель Крымского республиканского учреждения "Черноморский центр подводных исследований" Сергей Воронов. - Такую пробоину могла проделать лишь мощная авиабомба. Но ни в одном документе нет сведений о действиях Люфтваффе в этом районе. Так что лодка пошла ко дну, скорее всего, после того, как в нее попали сразу несколько глубинных бомб, сброшенных с кораблей. 

Что с другими отсеками корпуса субмарины и с телами 47 членов экипажа, пока неясно. Зато точно выяснили, что взрывоопасных торпед на борту нет, так что подъем "Щуки" на поверхность состоится. 

Следующий этап работ стартует 15 сентября, флотилия исследовательских судов пробудет в море две недели. Главной задачей станет поднятие окутавших корпус субмарины траловых сетей, после чего специалисты смогут более детально обследовать поврежденные отсеки. Тогда же поднимут на сушу части легкого корпуса "Щуки", "зенитку" и клаксон. Все это отправят на реставрацию в лабораторию Феодосии.

Так "Щ-216" выглядит на приборах ученых. Фото предоставлено Сергеем Вороновым. 

ПОНТОНЫ ИЛИ СТОЛЕТНИЙ КАТАМАРАН

- Третьим этапом станет подъем лодки, но он стартует только в том случае, если все специалисты решат, что это реально сделать, - продолжает Сергей Воронов. - Тогда мы закажем в НИИ Украины или России разработку проектной документации. По ней лодку и будут доставать со дна. На все про все понадобится около четырех месяцев. 

Четвертый, заключительный этап операции предварительно стартует в марте-апреле 2013 года. Скорее всего, лодку будут поднимать так же, как и погибший в 2000-м в Баренцевом море российский атомоход "Курск". Его со дна доставала огромная голландская баржа "Джайтан-4", оборудованная мощными лебедками. После того как "Курск" был закреплен под днищем баржи, его отбуксировали в доки.

- Как будут поднимать "Щуку", пока неизвестно. Скорее всего, подцепим ее тросами, прикрепленными к понтонам, - говорит ученый.

Впрочем, есть и другой вариант. В состав ЧФ РФ входит судно-катамаран "Коммуна". Это плавсредство специально разработано для подъема субмарин. И, несмотря на то что ему в этом году исполнилось сто лет, оно до сих пор исправно работает.  

Только на обследования специалисты планируют потратить  60 тысяч гривен из бюджета ВМСУ, ЧФ РФ и "Черноморского центра подводных исследований". Во сколько обойдется финальная часть операции, пока даже приблизительно никто сказать не может. Средства на это, вероятнее всего, выделят из украинского госбюджета и бюджета ЧФ РФ следующего года.