Фото: Всего на Черноморском флоте было 16 «Щук».
10 из них, включая
«Щ-216», погибли
в боях. Со дна моря поднята всего одна.
Операцию по подъему подводной лодки планировали на 15-21 июля, но потом перенесли на конец месяца.
- Все будет проходить в три этапа, - рассказал "КП" руководитель Крымского республиканского учреждения "Черноморский центр подводных исследований" Сергей Воронов. - Сначала очистим корпус "Щуки" от рыболовецких тралов, далее изучим поврежденный отсек на предмет наличия в нем торпед. И в конце концов поймем, каким образом можно будет зацепить лодку тросами. Подъем обойдется в 65 тысяч гривен, которые выделят из госбюджета.
Этого события очень ждут родственники героев. Ведь подводников смогут похоронить по-человечески пусть даже через 69 лет. Из 47 членов экипажа треть были украинцами. Нам удалось разыскать близких еще двоих подводников.
Сын хотел сменить имя на папино - так им дорожил
У боцмана-героя Ивана Швеца есть уже трое правнуков и две праправнучки. Фото: предоставлено Татьяной Харьковой.
Боцман "Щ-216" Иван Швец родился далеко от моря - в селе Закутневка на Харьковщине в большой (восемь детей) и дружной крестьянской семье.
- Дядя Иван работал в колхозе счетоводом, когда его призвали в армию. Это было в январе 1936-го, - рассказывает племянница героя 54-летняя Татьяна Харьковая из Первомайска. - Вначале он попал в отряд подводного плавания, а затем его распределили на флот. Он был очень добрый и красивый. Родные им гордились.
Видео: Сергей Гуленко.
Каждый год моряк приезжал в отпуск домой. В одну из побывок даже успел жениться на учительнице немецкого языка из соседнего села. Весной 1938-го у них родился сын Эдуард. Малыша Иван видел всего несколько раз - во время отпусков, а потом и вовсе ушел на фронт.
- В разгар войны тете Гале - сестре Ивана, с которой они были с детства очень дружны, - приснился тонущий корабль, - утирает слезы Татьяна Григорьевна. - В рубке сидел дядя Ваня в морской форме и писал родным прощальное письмо. Она проснулась среди ночи и записала все, что он ей говорил, а потом побежала к родителям. Та записка очень долго хранилась в нашей семье как реликвия. Но сейчас, к сожалению, я не смогла ее найти.
Сон был вещим - семья это поняла лишь через время, когда им сообщили о гибели "Щ-216". А позже пришла по почте справка о том, что боцману Щвецу были вручены три правительственные награды - "За отвагу!", "За боевые заслуги" и "За оборону Севастополя".
- Оказалось, он был героем… - продолжает племянница. - Мы очень ждем, когда поднимут лодку. Вдруг найдется и настоящее прощальное письмо дяди - то, которое тете Гале приснилось! Слышала, что раньше подводникам выдавали специальную бумагу, которая могла сохраниться даже в воде.
В память об Иване его младший брат тоже ушел служить в морфлот. Мечтал об этом и сын героя Эдуард - но в моряки его не взяли по состоянию здоровья. Он так дорожил памятью об отце, что даже хотел сменить свое имя на Иван. Эдуард много лет проработал электромонтером связи, вырастил двух дочерей. Умер в 2000-м от сердечного приступа.
- Жаль, что Эдик до этого дня не дожил. Он всю жизнь хотел побольше узнать об отце… - распереживалась вдова сына подводника, узнав о том, что "Щ-216" нашли и скоро поднимут.
У боцмана-героя есть не только внуки, но и трое правнуков. А двум пра-правнучкам не так давно исполнилось по пять лет.
"В роковой рейс вместо отца отправили его однокурсников"
Сын подводника Игорь Кумельский: "Отец нечасто говорил о войне, ведь она забрала многих его друзей". Фото: семейный архив Игоря Кумельского.
Капитан первого ранга Владимир Кумельский единственный из экипажа избежал печальной участи в 1944-м и встретил Победу.
- "Щ-216" погибла 17 февраля 1944 года, и отец должен был находиться в это время на лодке, - говорит 67-летний сын подводника Игорь Кумельский из Севастополя. - Он был мичманом и - "сердцем" лодки, потому как отвечал за все - всплытие, погружение, аккумуляторы, двигатель, ремонт.
Перед войной Владимир поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского и с июня 1943 года проходил практику на Черноморском флоте, на той самой "Щ-216". В конце сентября его досрочно отозвали в училище для подготовки дипломной работы. Вместо Кумельского на "Щуку" отправили на практику его друзей и однокурсников - дизелистов Петра Жукова и Михаила Комарова. Оба через пять месяцев погибли вместе с лодкой.
Защитив диплом, Кумельский служил на субмарине "С-33" и на тральщике "Т-590". После окончания Великой Отечественной участвовал в операции по овладению японскими портами и высадке десанта на остров Томари (Корсаков). Потом вернулся в Ленинград и много лет преподавал в родном училище. Умер в Севастополе в 2002 году.
- Отец нечасто говорил о войне, ведь она забрала многих его друзей, - продолжает сын героя. - У меня дома до сих пор хранится много фотографий его сослуживцев. Но собирать сведения о лодке я начал только сейчас, когда узнал, что "Щ-216" нашли возле Тарханкута. И только сейчас понял, что папа чудом избежал гибели в 1944-м.
Петра Жукова отправили на "Щуку" вместо Кумельского, где он и погиб. Фото: семейный архив Игоря Кумельского.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies