Загрузить еще

Японцы вернули в Украину потерянную картину учителя Маяковского

Японцы вернули в Украину потерянную картину учителя Маяковского
Фото: Меценаты из Японии - Акира Судзуки и Хаяси Тосиноро - спасли плохо сохранившийся «Пейзаж…» Давида Бурлюка и вернули его в Украину. Фото: сайт sorada.gov.ua.

В художественном музее Сум - событие века. Японский искусствовед и меценат Акира Судзуки лично привез и подарил им картину художника, поэта, основоположника футуризма Давида Бурлюка. "Пейзаж на морском побережье" он написал еще в 1921 году в Токио. 

Японский период жизни художника считается самым удачным и плодотворным. Не удивительно, что после эмиграции в США работы Бурлюка остались там. И вот на эту ранее не известную картину в антикварной лавке наткнулся Акира Судзуки. Потрепанное полотно попало в нужные руки: японец выложил 3 тысячи долларов на полную реставрацию и экспертизу. Примерная стоимость "Пейзажа…" шокировала даже его, специалиста, - 500 тысяч долларов! 

- Я понимал, что место такой вещи только в музее, - рассказал во время передачи картины меценат. - Поэтому первым делом полотно выставили напоказ в украинском посольстве, а теперь передаем сюда, на родину художника. 

- О том, что в Японии лет пять назад нашлась работа Бурлюка, мы слышали. Но не верили, пока не увидели ее своими глазами, - не скрывала эмоций директор сумского музея Галина Арефьева. - Думали - графика, а когда картину распаковали - ахнули: да это же живопись! И без экспертиз было ясно, что это Бурлюк.

Для Украины работы Бурлюка - настоящий раритет. В Сумах две его картины позднего периода есть в художественном музее, еще одна - в гимназии, где учился Давид. А Акира Судзуки только улыбался и на вопросы о своем даре отвечал размышлениями о духовности: "Теперь душа художника вернулась домой".

Японцы реставрировали картину украинца по-своему - поместили ее в специальную рамку из сакуры и покрыли стеклопластиком. Фото: сайт sorada.gov.ua.

СПРАВКА "КП"

В июле прошлого года отмечалась 130-я годовщина со дня рождения Бурлюка. Он был  ключевой фигурой литературно-художественного авангарда, объединив вокруг себя немало молодых художников и поэтов, среди которых Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Наталья Гончарова, Бенедикт Лившиц, а также братья Давида - Николай и Владимир Бурлюки. Своего друга и ученика Маяковского Бурлюк представлял знакомым как "гениального поэта". А потом говорил Маяковскому: "Не подведите меня, пишите хорошие стихи".

Самое большое наследие картин Давид оставил в Уфе, на родине жены. За два года жизни там он создал около двухсот полотен. В 1918-м Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов анархистов в Москве. Эмигрировал в Японию, а продав там все картины с японскими мотивами, насобирал денег на переезд в США. Там и умер в 1967 году.