26 декабря
Загрузить еще

Автогражданка - панацея от всех проблем или самообман?

Автогражданка - панацея от всех проблем или самообман?
Фото: Даже если ваша страховая компания выплатила весь ущерб, пострадавший в течение трех лет может потребовать дополнительной компенсации. Фото: Максим ЛЮКОВ.
"Покупая автогражданку, вы покупаете защиту и уверенность в завтрашнем дне. Это спокойствие и уверенность на дороге!" Подобных слоганов и рекламных роликов - пруд пруди. Страховщики придумывают все новые и новые, лишь бы заманить клиента в свою контору. Подыгрывают им и гаишники, которые грозятся жестоко наказывать тех, кто не позаботился о полисе обязательного страхования. А Моторно-транспортное бюро, которое и отвечает за продажу страховок, не устает повторять, что эта "обязаловка" уже спасла от неприятностей сотни тысяч водителей. 
 
Но так ли автогражданка хороша, как о ней привыкли думать и говорить? Правда ли, что с момента ввода обязательного страхования у автомобилистов исчезли проблемы? И решит ли страховка все вопросы даже при мелкой аварии? Давайте разбираться. 
 
БУМАГА ДЛЯ ГАИШНИКОВ
 
12 сентября 2012 года. В Киеве на проспекте Победы водитель старенького "Форда" не выдержал дистанцию и влетел на полном ходу в багажник "КИА Оптима". Водитель корейца так испугался, что не смог удержать руль и въехал в отбойник. ГАИ оформила протокол, у водителя "Форда" отобрали права. Суд назначил виновника. Страховая компания решила вопрос полюбовно. Перечислила на ремонт "КИА" 34 тыс. грн. Казалось бы, все хорошо. Но уже спустя три месяца водитель "КИА" подает в суд иск, в котором указывает, что у его автомобиля якобы утратился товарный вид после ремонта. В результате Фемида заставляет водителя "Форда" выплатить пострадавшему еще 9450 грн. 
 
Еще один случай произошел на улице Елены Телиги. Skoda Octavia и Nissan Tiida двигались параллельно друг другу. Вдруг оба водителя решили одновременно перестроиться в среднюю полосу, происходит ДТП. Гаишники делают виновником аварии водителя Skoda, так как он якобы был немного позади. Дело уходит в суд. С полисами все в порядке, и страховая компания перечисляет на ремонт Nissan 6760 грн. Но уже спустя два месяца от водителя Nissan поступает судебный иск, в котором он требует 3515 грн. за потерю товарного вида его машины, а также 15 000 грн. за моральный ущерб. Удивительно, но Шевченковский районный суд Киева частично удовлетворил этот иск и обязал водителя Skoda выплатить жертве 3515 грн. за ущерб, 800 грн. морального вреда и 750 грн. за проведение экспертизы по потере товарной стоимости автомобиля. Апелляции результата не дали. Спрашивается, зачем был нужен полис? 
 
- Я попытался поговорить с человеком, который подал иск, спросить, зачем он это делает, ведь страховая полностью оплатила ремонт его машины, но он общаться не захотел, - говорит киевлянин Антон Федоров. - В суде мы пытались доказать, что у нас была страховка, что ущерб полностью оплачен, но ничего не помогло. Суд взял сторону оппонента. Выходит, я покупал страховку только лишь для того, чтобы показывать ее ГАИ? 
Дорогая страховка, которую купил Антон Федоров, не покрыла всех его расходов после аварии. 
 
"ОСАГО ОПЛАТИТ 60% УЩЕРБА, ОСТАЛЬНЫЕ - ИЗ СВОЕГО КАРМАНА"
 
На каком основании суд заставляет водителей выплачивать ущерб, если у них была страховка? Законно ли такое решение и что делать в таком случае? Как оказалось, практика подачи исков на компенсацию потери товарной стоимости авто в нашей стране набирает обороты. Практически каждый, у кого есть возможность обратиться к адвокату, не упускает возможности получить с виновника аварии еще какую-то сумму помимо страховки. 
 
- Согласно закону об обязательном страховании наземных транспортных средств, страховая компания не возмещает ущерб по потере товарной стоимости. А согласно гражданскому законодательству лицо, которому нанесен материальный ущерб, имеет полное право на возмещение виновной стороной такого вреда в полном объеме, - говорит Виктория Горобец, юрисконсульт компании "Украинский автомобильный ассистанс" (UMCA). - Чтобы получить такую компенсацию, нужно выполнить несколько условий. Потеря товарной стоимости должна подтверждаться независимым экспертным исследованием. Ну и нужно соблюдать срок исковой давности по общему правилу, который составляет три года. 
 
Из слов эксперта получается, что если вы попали даже в мелкую аварию, то на протяжении трех лет можете получить иск в суд, который заставит вас платить виновнику деньги за потерю товарной стоимости подмятой машины. А если представить, что вы въехали в "Лексус"? Получается, независимо от наличия страхового полиса вас могут загнать в долги? 
 
- Большинство водителей сейчас юридически подкованы, с адвокатами, так что никто не упустит шанс получить лишние деньги с виновника аварии, - говорит автомобильный эксперт, автор бестселлера "100 аргументов против штрафов ГАИ" Владимир Караваев. - Кроме того, страховая компания, даже самая надежная, никогда не выплатит пострадавшему сумму в полном объеме. Как правило, это 60 процентов от нее. Почему? Ну вот, например, испорченной машине пять лет. Агент будет считать так: замена крыла, учитывая возраст машины, стоит 1000 грн. Но вы же будете ставить новое, за которое придется отдать 1300 грн. Вот и выходит, что, если вы причинили ущерб на 100 грн., нужно быть готовым, что 60 грн. отдаст страховая, а еще 40 грн. в виде потери товарной стоимости придется выложить из своего кармана.
 
НУЖНО МЕНЯТЬ СИСТЕМУ 
 
По словам нашего эксперта, большинство водителей считают, что покупают страховку или для гаишников, или же для себя. Но это большое заблуждение. При выборе страховой компании нужно прежде всего думать о тех людях, которые могут пострадать. 
 
- По всей Украине мы видим сотни автомобилей, с которых прямо на обочине продают страховые полисы, - говорит Владимир Караваев. - Зачастую это крохотные страховые, которые демпингуют, сбивают цены, продавая полис на 30% дешевле. Покупая такую страховку, мы не думаем, а что, если пострадает человек? Что он в итоге получит? Я знаю случаи, когда пешеход попадал под авто и ему были срочно нужны деньги, но страховая затягивала с выплатами и лечение не начиналось. Порой эти тяжбы могут затянуться на годы. Кроме того, если страховая обанкротилась и вам посоветуют обратиться в Моторно-транспортное бюро, будьте готовы, необходимого количества справок вы в жизни не соберете. Это практически невозможно. 
 
Владимир Караваев уверен: европейская практика, когда водитель покупает страховку для третьего лица, в нашей стране не работает. Ведь каждый начинает экономить. 
 
- Нужно, чтобы страховая компания отвечала за своего клиента. И если она в случае ДТП не выплатила ущерб, то водитель сам виноват, что обратился в такую контору. А у нас творится бардак, каждый день сотни жертв ДТП остаются с носом. Годами ждут, пока им выдадут деньги. А ведь после аварии хочется быстрее отремонтировать автомобиль и поехать, - говорит Владимир Караваев. 
 
В ТЕМУ 
 
Главное не заплатить лишнего
 
1Если сумма ущерба после ДТП превышает 50 тыс. грн. (если разбили "Лексус", остаток придется оплачивать самому).
2Если водитель сел за руль под мухой или наркотиками.
3Если водитель управляет авто без прав соответствующей категории.
4Если ваше авто переоборудовано таким образом, что не соответствует требованиям ПДД.
5Если водитель без уважительной причины не сообщил страховой о ДТП в трехдневный срок.
Важным является то, что страховая компания имеет право предъявить иск к лицу, которое причинило вред умышленно.