Загрузить еще

Искусственный интеллект никогда не догонит человеческий

Искусственный интеллект никогда не догонит человеческий
Фото: Голова профессора Доуэля из романа Александра Беляева - самый смелый эксперимент по изучению мозга. Но на него осмелился лишь фантаст. Фото: кадр из фильма.

МАУГЛИ НЕ ПОУМНЕЕТ

- Вопрос "Кто мы такие?" был всегда очень актуален, - признается Татьяна Владимировна. - В 1970-х годах, к примеру, вышел фильм знаменитого режиссера Франсуа Трюффо "Дикий ребенок". Сейчас бы его назвали маугли. Имя из сказки Киплинга стало научным термином: это дети, которые по каким-то причинам оказались вне общества. Но необязательно были воспитаны волчицей или львицей.
 
Фильм базируется на реальной истории, которая произошла в XVIII веке. Из леса вышел мальчик лет семи. Телом - человек, а всем остальным - зверь. Тогда и начались дискуссии: кого считать людьми? Того, у кого нет хвоста и шерсти? Кто ходит на двух ногах? У кого человеческий геном? - добавили бы уже наши современники. И вообще: мы рождаемся людьми или ими становимся?
 
Ученые много занимались этим диким мальчиком, но разговаривать так и не научили. Он остался зверенышем.
 
Был другой случай: обнаружили девочку в США, которую отец держал взаперти 12 лет. Лучшие специалисты пытались научить ее разговаривать. Тоже тщетно.
 
Какой вывод делают ученые? Принято говорить, что наш мозг - это компьютер. И у нас нет другой метафоры, потому что его ни с чем другим сравнить нельзя. Но точно мы знаем сейчас, что "компьютер" в нашей голове отличается от любого из тех, который человечеству известен. В нашей черепной коробке, конечно, также происходят вычисления. Но это не единицы и не нули, он работает по другому принципу. Возможно, что использует другой тип математики...
 
Кому-то может повезти, и по наследству от бабушки с дедушкой он получит замечательный мозг, который хорошо обучается и у которого быстрые биохимические процессы. Но если ребенок при этом оказался в ситуации маугли или его плохо учат, то толку от его замечательного мозга никакого. Как от пианино, на котором никто не умеет играть.
 
 
НАШ МОЗГ - СПЕЦИАЛЬНЫЙ
 
Мы общаемся с миром через окна и двери - это слух, зрение, обоняние, осязание. Но обрабатывается информация мозгом. От него зависит, что он покажет. Мы ему почему-то доверяем. А почему? Какие есть основания считать, что у нас, например, сейчас не коллективная галлюцинация? Я работала в психиатрии и знаю, что галлюцинация пациента - такая же для него реальность, как для нас любая другая. Нет способа доказать ему, что восемь чертей, которые по столу ходят, на самом деле порождены его мозгом. Поэтому нам важно знать, как мозг работает, потому что мы от него тотально зависим.
 
И вот справиться с хаосом, на который наши сенсорные системы реагируют каждую миллисекунду, помогает человеческий язык. А точнее, мозг с помощью языка обеспечивает нам не только коммуникацию, но и возможность с этим бардаком бороться. Например, есть огурчики маленькие, крупные, с пупырышками, гнилые, соленые - разные. Но для них всех есть одно слово "огурец". Если бы его не было, нам пришлось бы для каждого из объектов придумывать новое слово.
 
Выходит, что язык дает возможность собрать мир и структурировать. И язык для этого использует договорные механизмы. Мы договариваемся, что это называется "микрофон", а это - "экран". Это код носителей одного или нескольких языков. И эта общая способность работать с языком наследуется. Поэтому какие бы усилия вы ни употребили для обучения курицы языку, ничего не получится. Для этого нужны специальные гены и специальный мозг. Именно такой он у нас и есть.
Профессор Черниговская признается, что не знает, почему мысли воздействуют на поведение людей. Фото: архив Т. Черниговской.
 
ДЕТИ - ЭТО ИНОПЛАНЕТЯНЕ
 
Ребенок - это инопланетянин. Он приходит в мир, не зная про него ничего. Он должен все про него узнать. И в первую очередь - овладеть языком тогда, когда его никто этому не учит. Вы можете возразить, что родители и все вокруг разговаривают. Но ребенок - не магнитофон.
 
Он должен вычислить: что язык, а что не язык. Он слышит много разных звуков. Соседи сковородками кидаются, кошки мяучат, собаки лают, машины скрипят тормозами. Что из этого язык? Ему никто не говорит. Более того, ему никто не сообщает никаких правил ни про падежи, ни про окончания. Он сам пишет так называемую карту языка. Ребенок выполняет задачу, которую не могут выполнить лучшие лингвисты земли. Как он это делает - мы хотим знать.
 
Кроме того, ребенок окружен языком, состоящим из сплошных ошибок. Не все же говорят грамотно. "Инопланетянин" же умудряется из хаотической информации вынуть правило. Только мощнейший компьютер, которым является мозг, позволяет ребенку это сделать.
 
КОМПЬЮТЕРЫ НЕ НАПИШУТ "СКАЗКУ О ЦАРЕ САЛТАНЕ"
 
Масса аппаратов вокруг делают за нас интеллектуальную работу. Или мы с их помощью. Тогда встает вопрос: где заканчиваюсь я? То, которое в флешке, - это тоже я или уже не я?
 
Суперкомпьютеры сегодня производят триллионы операций в секунду. И эта скорость увеличивается каждые три месяца в два раза. Это несопоставимо со скоростью проведения нервных процессов у нас в мозге. Она гораздо меньше. Выходит, что по скоростям мы проиграли эту игру навсегда. А толку? Вы слышали, чтобы компьютер что-нибудь создал? Не в смысле сложно покрутил кубик Рубика, а стал Моцартом или Пушкиным? Нет. У него только идет скоростной перебор единиц и нулей. Если собрать все компьютеры земли плюс Интернет, то получится мощность одного человеческого мозга. Одного! Из этого следует, что мы куда-то не туда идем при создании искусственного интеллекта, наращивая быстродействие процессоров. Что нужен прорыв другого рода.
 
АЛГОРИТМ ГЕНИАЛЬНОСТИ
 
Компьютер у нас какой-то совсем другой. У нас масса вещей идет параллельно какими-то невероятными путями. Как делаются открытия? Человек в ужасе просыпается ночью, что-то записывает, утром просыпается, видит запись и с удивлением спрашивает: кто это написал? Откуда это взялось - он сам не знает. А ведь это его мозг породил. Как-то мгновенно. Со странными ассоциациями. Чтобы вычислить алгоритм гениальности, я думаю, надо изучать людей искусства, а не ученых.
 
Если бы ко мне сейчас прилетела фея и подарила волшебный томограф, который показал бы мне каждый нейрон, то я бы отказалась. Ведь их квадриллион - этих связей! Что я буду делать с массой этих данных? А нужно, чтобы родился гений, который на это дело посмотрит и скажет: "Это не так, и это не так, а я пойду, пожалуй, пива выпью". А потом придет и скажет - вот как дела обстоят. Вот так делаются открытия.
 
Крупнейший математик, космолог и философ Роджер Пенроуз недавно приезжал в Петербург и Москву. И он сказал: моделирование мозга невозможно, потому что не все в мозге - вычисления. Интеллект требует понимания, а понимание - осознания. А что такое осознание - никто не знает.
 
Поэтому искусственный интеллект еще очень не скоро сравнится с человеческим. Если это вообще когда-либо произойдет. 
 
ИЗ ДОСЬЕ "КП" 
 
Ума палата
 
У каждого человека в голове находится сложнейшая нейронная сеть. И если все нейроны вытянуть в одну ниточку, то получится 2,8 миллиона километров. Этого достаточно, чтобы 68 раз облететь вокруг Земли или 7 раз слетать на Луну. 
 
А у человеческого плода нейроны образуются с невероятной скоростью - почти 30 миллионов в час. 
 
Каждый нейрон имеет до 10 000 или больше возможных связей с другими нейронами. Так и получается нейронная сеть, по которой, как по проводам, течет информация. И там же обрабатывается.
 
А всевозможных связей-контактов в мозге - бесчисленное множество. Не меньше, чем звезд во Вселенной.