Мы попросили читателей ответить на вопрос: стоит ли наказывать участников драки?
Валерий Горбань, 58 лет, Киев:
- Недавно был свидетелем разговора между семиклассником и его учителем в одной из школ Винницкой области. Еще недавно классы здесь были заполнены, совхоз считался передовым. Но теперь люди покидают село, так как работы нет. Вместе с ними уезжают и дети. Так вот ученик, в классе которого осталось 5 человек, прямо заявил учителю перед проверкой из районо: «Нальешь стакан самогонки - останусь на уроке. Нет - ищи ветра в поле!». Возможно ли такое было еще несколько лет назад? Как вести себя учителю в этой ситуации? Не думаю, что в пединститутах на занятиях по психологии можно представить обсуждение подобного случая! А ведь это наша сегодняшняя действительность.
Игорь Мандрусов, 54 года, Киев:
- Ныне девушкам и юношам, решившим посвятить свою жизнь педагогике, надо ставить памятник. Ведь при мизерной зарплате они сталкиваются с такими проблемами, которые нам и не снились.
Ольга Полякова, 58 лет, Киев:
- Сегодня, пожалуй, даже стопроцентная терпимость преподавателей к выходкам учеников не всегда способна решить конфликты на первичном уровне. И, как мне кажется, не последнюю роль в этом играет расслоение общества на бедных и богатых. Красивые витрины с умопомрачительными ценами на продукты и товары и невозможность их приобрести порождает озлобленность одних детей на других, у которых родители более благополучны в материальном плане. Вот и вымещают они зло на одноклассниках, а порой и на учителях.
Олег Костоев, 54 года, Киев:
- Этот случай меня просто шокировал. Видимо, что-то не то происходит в нашем обществе, если случается такое, что дети избивают своего педагога, пусть даже практикантку. Мне страшно за нашу школу, за наше будущее!
Зоя Калиниченко, 62 года, Киев:
- Недавно была на встрече выпускников. Более всего поразило то, что четверо моих лучших учеников, кстати, из очень благополучных семей, отбывают наказание в тюрьме. Один избил жену, второй изнасиловал девушку, двое - ограбили банк. На протяжении всех лет учебы они отличались хорошей успеваемостью, примерным поведением, активным участием в общественной жизни класса. А вот многие дети из так называемых неблагополучных семей смогли многого добиться в жизни: защитили диссертации, стали бизнесменами, просто успешными людьми.
Теперь все время задумываюсь: где моя заслуга и где вина?