23 ноября
Загрузить еще

Украинцы у берегов Кубы:"Чтобы выжить, едим тухлое мясо и собираем дождевую воду"

Украинцы у берегов Кубы:
Фото: Украинские моряки надеются, что скоро смогут увидеть свои семьи. Фото: личный архив моряков.

"Нас забыли, мы никому не нужны, - говорит "КП" по спутниковой связи прямо с капитанского мостика старший механик танкера Dart Игорь. - Уже два месяца мы умоляем греческого работодателя отправить домой хотя бы больных, но нас игнорируют. Не берут трубку, не отвечают на письма. Просим помощи у крюинга (компания, которая подбирает и нанимает моряков на определенную работу. - Ред.), который отправлял нас сюда, но и они не спешат действовать. У нас закончилась еда, в хранилище, где должны быть продукты, живут крысы. На корабле нет воды. Долго мы так не протянем!" 

ТАНКЕР ПРЕВРАТИЛСЯ В ОГРОМНЫЙ МУСОРОВОЗ
 
История началась в феврале этого года. На рынке морских перевозок появилась заманчивая вакансия: греческая компания набирала команду украинских моряков на танкер Dart. Зарплата была на уровне, условия обещали хорошие. Не удивительно, что за пару дней удалось собрать всю команду - 14 человек. Отправкой моряков на Кубу, где стоял танкер, занимался одесский крюинг "Джерелла".
 
- В крюинге нам сообщили, что судно в нормальном состоянии, задача - перевозить нефть в Грецию, - рассказывают "КП" моряки танкера Dart. - Мы тут же подписали контракты. С этого и начались неприятности. За пару дней до вылета на Кубу нас попросили уплатить какой-то сбор. Пришлось срочно искать деньги. Но это не все. Когда собрали вещи, представители крюинга сообщили, что условия не меняются, но возможны задержки по зарплате. Мол, будьте к этому готовы. Так как мы были уже на чемоданах, отказываться от поездки не имело смысла. Решили лететь, надеясь на авось.
 
Первые впечатления от нового места работы украинские ребята будут помнить всю жизнь. Танкер Dart стоял в бухте в паре сотне метров от берега. Визуально все было неплохо: большой свежевыкрашенный теплоход. Но когда моряков доставили на борт, они потеряли дар речи. 
 
- На судне, оказывается, полгода не работали кондиционер и система вентиляции, все каюты поросли грибком и плесенью. Запах везде отвратительный, - рассказывают "КП" моряки судна Dart. - Дело в том, что последние полгода корабль стоял на мели у берегов Кубы, и все это время на него не выделяли ни копейки. А значит, мусор никто не вывозил. Так как в море сбрасывать отходы запрещено, их складировали в помещениях. Танкер вскоре превратился в огромный мусоровоз. На корабле давно не было солярки, потому продукты, которые остались, пропали. В холодильниках поселились крысы, в каютах - полчища тараканов, клопов и блох. Перед тем как уснуть, нужно затыкать уши ватой - иначе заберутся туда. 
 
"ЭКИПАЖУ НУЖНА СРОЧНАЯ МЕДПОМОЩЬ, ЛЮДИ УМИРАЮТ"
 
По словам матросов, до их приезда на судне жили филиппинцы. Когда на замену приехали парни из Украины, филиппинцы тут же собрали свои вещи и укатили, даже не попрощались. Сперва это вызвало замешательство. Но когда украинцы осмотрели весь корабль, начали понимать: судно абсолютно не приспособлено для жизни. Но было уже поздно. Вернуться домой они не могли, ведь только билет на самолет в Киеве обошелся примерно в 1000 долларов. Осталось терпеть и ждать первой зарплаты, чтобы оплатить дорогу домой. 
Электричества на корбле нет, разжигать огонь и готовить еду приходится прямо на палубе. Фото: личный архив моряков. 
 
- Первое время на корабле были вода и какие-то продукты, затем и эти крохи закончились, - рассказывают моряки. - Чтобы что-то есть, пришлось ловить рыбу. Если улова нет, голодаем. Готовим прямо на палубе, на углях! На корабле нет топлива, а значит - и электричества. Пару недель назад начались серьезные проблемы с водой. 
 
Спасибо кубинцам, которые иногда делятся соляркой, и моряки с помощью небольшого генератора могут  заряжать телефоны и поддерживать связь с родными. 
- Пресная вода закончилась, и чтобы выжить, мы собираем дождевую прямо с палубы. Она хоть и перемешана с моторным маслом и дизелем, но выхода нет. В ней стираем, моемся и готовим кушать. 
 
В результате у экипажа начались проблемы со здоровьем. Моряки десятки раз обращались к грекам, но на звонки и электронные письма они не отвечают. Обращались в одесский крюинг, но и там не спешат помочь. К счастью, кубинцы не стали смотреть, как умирает брошенная на произвол судьбы команда. Предложили обследовать больных в местной клинике, но под присмотром охраны. Заключения медиков оказались неутешительными. У одного моряка из-за грязной воды и несносного питания отказывает печень, у другого - желудок. Обоим необходимы операции, то есть срочно нужно домой. Вопрос только - на какие средства. Ведь вместо денег греки уже третий месяц кормят "завтраками". 
 
Почему огромный танкер Dart остался бесхозным и зачем на него набрали новый экипаж - этот вопрос не дает покоя никому. Моряки считают, что дело в судебных тяжбах и неуважении к гражданам Украины. 
 
- Филиппинцы еще в октябре прошлого года посадили танкер на мель, - продолжает старший механик. - Когда стало ясно, что за освобождение корабля нужно выплатить кругленькую сумму, решили выкачать нефть и бросить эту шкарабанку. Пока идет суд со страховыми компаниями, за кораблем нужно присматривать. Поначалу это делали филиппинцы. Но у них сильный профсоюз, и он заставил греков выплатить им зарплату и отправить домой. Взамен набрали нас. Видимо, полагая, что постоять за нас будет некому.
 
"Комсомолка" продолжает следить за развитием событий вокруг парохода Dart. 
 
КОММЕНТАРИЙ РАБОТОДАТЕЛЯ
 
Одесский крюинг "Джерелла": 
 
- Перед тем как отправить команду на Кубу, мы предупреждали, в каких условиях придется работать. Мы не знали точно о ситуации на судне, - говорит директор "Джерелла" Сергей Евгеньевич. - Говорили им два раза, что это "сторедж танкер" - пароход, в который заливают нефть, и он стоит на одном месте до тех пор, когда нефть не подскочит в цене. Потом ее продают. А значит, в такие суда никто деньги не вкладывает. Несмотря на эту информацию, от поездки никто не отказался. Мы делаем все, чтобы команде выплатили деньги и они вернулись. Уже в понедельник планируем вернуть домой одного из заболевших моряков. А до конца месяца вся команда должна получить деньги. Нам уже пришло гарантийное письмо от судовладельца. Эта ситуация под особым контролем. 
Это судно почти год стоит у берегов Кубы. украинская команда заперта на нем три месяца. Фото: marinetraffic.com 
 
Комментарий специалиста 
 
Владимир Ланг, капитан дальнего плавания, зампредседателя Украинской морской организации: 
- На мировом торговом рынке сейчас наблюдается кризис судовладельцев. У них нет денег на оплату и содержание судов. Если появляются проблемы, корабли бросают вместе с командой. В такой ситуации должны сказать свое слово украинские профсоюзы, но, к сожалению, они не всегда оказывают помощь. Я бы посоветовал родственникам моряков, которые остались здесь, обратиться в суд. Кстати, украинцы часто оказываются заложниками таких ситуаций. Британские, итальянские, американские компании нанимают граждан своих же стран. Нашим приходится работать с менее надежными партнерами, теми же греками. А мы все знаем, какая сейчас в Греции финансовая ситуация. 
 
ТТХ танкера Dart
Год постройки: 1976-й
Тоннаж судна: 759 
Длина и ширина: 67 x 10 м
Осадка: 4,5