Загрузить еще

Нерастаможенные авто: дешевая альтернатива или самообман

Нерастаможенные авто: дешевая альтернатива или самообман
Фото: Специалисты считают, что, когда количество нерастаможенной техники достигнет критической точки, ГАИ и таможня начнут массовые облавы. Фото: Thinkstock.

Украина на грани очередного автомобильного бума. Помните 90-е, когда не было растаможки, а дешевые машины из Европы завозили в Украину сотнями? Похоже, в 2013-м ситуация может повториться. Каждый день на сайтах и в СМИ появляются десятки предложений по продаже нерастаможенных машин из Польши, Латвии, Эстонии… Качество высокое, а вот цены в два, а то и в три раза ниже рыночных. Если верить продавцам, все легально, ведь вместе с машиной они выдают и пакет документов для драйва по Украине и дальнему зарубежью. Заманчиво? Еще бы! Но законно ли?

"Комсомолка" попыталась разобраться, что происходит на рынке: затишье перед большой облавой или Украину хотят превратить в аналог Грузии или Приднестровье, где растаможки не существует. 
 
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РАЗВОД
 
Еще полтора года назад  отыскать приличную иномарку за 6-7 тыс. долларов было практически нереально. Сегодня сайты по продаже б/у техники пестрят предложениями на любой вкус. Цены радуют глаз:  "БМВ 525" 2006 года отдают за 6 тысяч у.е. "Мерседес Е230" 2003 года, с автоматом и дизельным двигателем - за 7,5 тысячи. "Ауди А6" 2004 года, которая на рынке стоит не меньше 18 тыс., предлагают всего-то за 6900. Мало того что техника в идеальном состоянии: подвеска не гремит, мотор шепчет, так еще и пакет документов выдают в придачу. Что это, новая реальность или развод? 
 
Ищем подходящий вариант. Вот в Интернете столичная контора предлагает пригнать хоть танк. Звоним. 
 
- Что угодно, хоть Cadillac Элвиса Пресли. Говорите марку, цвет, выбирайте коробку передач, двигатель, и мы подберем лучший вариант, - уверяет консультант по имени Владимир. - Наши юристы сделают полный пакет документов, комар носа не подточит. 
Контора в одном из спальных районов Киева, в однокомнатной квартирке. За столом мужчина в кожаной куртке и очках в железной оправе.
 
- Наши люди готовы выехать за авто хоть завтра, пара дней - и у вас автомобиль с полным пакетом документов, - говорит Владимир. - Авто ставим на баланс нашей компании в Литве, вас делаем совладельцем и финансовым директором этой конторы. Машина ваша, а для милиции - служебная. ГАИ можно не бояться. 
 
По словам Владимира, машину можно как заказать, так и купить уже пригнанный вариант, так будет быстрее и дешевле. 
 
- Но ведь по закону  ездить на нерастаможенном авто может только тот, кто ввозил машину в страну и пересекал на нем границу, - я к встрече подготовился. 
 
Мужчина пренебрежительно сморщился. 
 
- У нас серьезная контора, есть серьезные связи. Не беспокойтесь, все сделаем и без вас, - обнадежил продавец. 
 
- А если меня "Кобра" тормознет? - беспокоюсь.
 
- Исключено, придраться не к чему. Если попадется какой-то зануда  в погонах, ссылайтесь на Стамбульскую конвенцию. Менты спорить не будут, сразу права отдадут и откозыряют. Проверено. 
 
ОБЛАВА - ВОПРОС ВРЕМЕНИ 
 
Что же это за конвенция такая и почему о ней узнали только сейчас? С этим вопросом мы обратились к адвокату Николаю Лукьяненко. По словам юриста, Украина присоединилась к Стамбульской конвенции еще в 2004 году. А сейчас о ней заговорили, потому что в Прибалтике сильно упростили процедуру регистрации ЧП иностранцами. 
 
- Любой желающий может открыть свою фирму, скажем, в Литве, стоит это удовольствие около 230 у.е., - говорит Николай. - После оформления документов на компанию "навешивают" десяток автомобилей, которые перегоняют в Украину и продают. Нового владельца формально берут на работу, и автомобилем он пользуется как служебным. Все вроде  законно, но это если бумаги подлинные и ваш работодатель существует. В большинстве случаев машины продают, а фирму закрывают. 
 
А вот дальше, по словам Николая, начинается самое интересное. ГАИ может легко "пробить" как машину, так и компанию, в которой якобы работает водитель.
 
- Все думают, что Стамбульская конвенция вас защитит. На самом деле нерастаможенные авто ездят по стране, потому что чиновники не дали отмашку, - говорит Николай. - Уже готовы нормативные акты, которые этот хаос прекратят за пару недель. Как только количество таких машин превысит определенную отметку, начнется грандиозная облава. За нарушение таможенного ввоза впаяют штраф от 8,5 до 17 тыс. грн. Платить такие деньги и забирать машину, чтобы попасться снова, будет не выгодно. 
 
СИТУАЦИЯ АБСУРДА 
 
И наконец, слово ГАИ. Идем в ночное дежурство с экипажем ГАИ полка специального назначения, в народе называемом "Коброй". Наша белая "Шкода Октавия" с надписью МВС на капоте мчится по ночному Киеву. Ищем машины с номерами ЕС. 
 
- Помню, тормознули "Ауди" с немецкими номерами, за рулем парень, - рассказывает офицер Юрий Захарчук. - Говорит, машина брата, он из Германии приехал и попросил за пивом сгонять. Хотя передавать право управления такими авто владелец не может. Это серьезное нарушение. Пришлось отгонять машинку на таможню, выписывать протокол. Впаяли этому водителю 8 тыс. грн. за то, что сел за руль, а брату за то, что передал авто родственнику. 
 
Ситуации с украинцами, которые решили сэкономить и купили иномарки с номерами ЕС, порой доходят до абсурда. По словам Юрия Захарчука, чуть ли не каждый пытается доказать инспектору, что работает за границей, машина служебная, и все права на обладание ею - в Стамбульской конвенции. Но не у каждого получается донести это убедительно.
 
- Останавливаем литовскую "БМВ", парень начинает убеждать, что работает директором в литовской компании. Документы показывал, - вспоминает инспектор. - Я назвал перечень нужных документов, половины у него не оказалось. Пришлось отправлять авто на таможню. В ходе проверки выяснилось: мужчина мало того что перепутал город, в котором находится его фирма, так еще и в компании он числится не директором, а уборщиком. Мужчина был в шоке, понял, что продавцы его надули. 
Продавцы уверяют: проблем с Госавтоинспекцией у покупателя не будет, но на практике дела обстоят иначе.
 
РУССКАЯ РУЛЕТКА 
 
На проспекте Победы встречаем "Ауди А6" с эстонскими номерами, тормозим авто у обочины. Водитель вытаскивает из бардачка огромную кипу бумаг. 
 
- Диссертацию писать собрались, - шутит инспектор. - Вы лучше скажите, на каком основании гражданин Украины управляет нерастаможенным авто? 
 
- Это моя рабочая лошадка, я менеджером работаю, торговый представитель, - отвечает парень. 
 
- Надеюсь, таможенных правил не нарушали. С момента пересечения границы  по Украине можно ездить только 10 дней. А вы когда заехали?  - интересуется инспектор.
- Три месяца назад, - водитель заметно занервничал. - Но ведь это... Конвенция же. Турецкая. Я ж могу управлять. Я водителем работаю. 
 
- Так водителем или менеджером? - продолжает инспектор. - А справка с таможни, зеленая карта, страховка, карта быта? 
 
Юноша начал судорожно рыться в документах. 
 
- Ну что, поедем на таможню оформляться? - спрашивает работник ГАИ. 
 
Парень начинает просить его "понять и простить". Мол, на машину копил полжизни и, если ее отберут, не переживет. 
 
- Если завтра мне попадешься, станешь пешеходом, - строго предупредил  инспектор, но права отдал. 
 
По словам Юрия Захарчука, практически каждую нерастаможенную машину, которой управляет гражданин Украины, можно "закрыть". Для этого даже не нужна тщательная проверка таможни и мониторинг компании, на которую зарегистрировано авто. Ведь, чтобы иметь подлинные документы, а главное - все справки, нужно действительно работать за границей. 
 
Получается,  кататься с номерами ЕС по Украине -  все равно что ходить под прицелом, а жизнь превращать в русскую рулетку. Не забрали машину сегодня - сделают это завтра.